Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1301 of 1766 
Next page End  

посредничества окружения ребенка в борьбе между его асоциальными влечениями и требованиями об-
ва, важнейшие вопросы исслед. сконцентрировались вокруг того, как родители кормят, отлучают от
груди и приучают к горшку своих малышей. Психологи добавили сюда изрядную порцию
бихевиоризма, и междисциплинарная сеть кросс-культурных исслед. социализации была развернута.
В нормальных пределах любой культуры С. м., при условии, что он здоров, не меняет основных
трансформаций, к-рые происходят с ним в процессе роста и продвижения к положению полноценно
функционирующего члена об-ва.
Все культуры заботятся об удовлетворении основных потребностей младенца, так как все дети
рождаются беспомощными и не способны выжить без заботы взрослых. Все культуры обладают
системой предписаний и запретов в отношении ухода за младенцами и их кормления. Согласно
Маргарет Мид, любой младенец становится членом той культуры, в к-рой его воспитывают.
Инвариантные характеристики младенца
Пол. Одной из наиболее заметных характеристик, определяющих С.м. в любой культуре, яв-ся
его биолог. пол (sex). С момента рождения пол ребенка будет влиять на то, как с ним станут обращаться
другие, навязывать основные поведенческие различия, определять его Я-концепцию и последующую
устойчивость половой роли. Однако в возрасте 1 года невозможно определить относительный вклад
социализации в различия между полами.
Прочная основа для социализации связанного с полом поведения закладывается еще до
рождения ребенка. В США, равно как и в др. странах, отдается явное предпочтение рождению мальчика
по сравнению с девочкой, особенно когда будущие родители ждут первого ребенка. Проведенные
исслед. ясно показывают, что в североамериканской культуре, по крайней мере, мы начинаем очень
рано дифференцировать соответствующее поведение на основе гендера (gender). В целом, мужчины
ведут себя с младенцами более стереотипно, в зависимости от биолог. пола новорожденного, тогда как
поведение женщин в большинстве аспектов одинаково по отношению к младенцам мужского и
женского пола.
Гендерная идентичность чел. неотделима от его Я-концепции. Джон Мани теорет. допускает, что
гендерная идентичность приобретается в возрасте 2—3 лет и что любая попытка изменить эту
идентичность после 3 лет наталкивается на сопротивление и приводит к психол. стрессу. К 2,5 годам
дети достаточно твердо знают свой пол и различают пол взрослых и сверстников.
Развитие. Один очевидный аспект, в к-ром С. м. отличается от социализации более старших
детей и молодых взрослых, — быстро меняющееся поведение. В соц., эмоциональном, когнитивном,
двигательном и даже морфологическом отношениях начавшие ходить дети имеют весьма отдаленное
сходство с новорожденными.
Новорожденные оснащены набором безусловных рефлексов, к-рые на протяжении первого года
жизни составляют основу интенциональных умений: хватания и отпускания, сидения, ходьбы, улыбки и
«говорения». Эти двигательные умения считаются видовым, наследственным «оснащением», однако
любая конкретная культура создает различные условия для их развития у новорожденного.
Подавляющее большинство младенцев пеленают, кого-то «учат» сидеть, а другим никогда не
позволяют ползать. В некоторых культурах младенца заворачивают в одеяло и держат в темной комнате
в течение первых 3 месяцев. Однако, несмотря на все эти различия в практике воспитания, ребенок
выходит из стадии младенчества способным и полностью готовым к тому, чтобы перескочить на
следующую стадию развития.
Язык это неотъемлемый элемент культуры, и потому стать членом языковой общности
равносильно социализации, хотя для младенца такая социализация связана с доязыковыми формами
коммуникации — предшественниками языка. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что младенец
с рождения является активным участником в своей лингвистической среде. Младенцы демонстрируют
тонкую способность к различению звуков языка.
Язык предполагает наличие звуковой системы, и новорожденный приходит в этот мир
превосходно экипированным для того, чтобы производить привлекающие внимание звуки. Первой
формой коммуникации младенца, рефлекторной по своей природе, яв-ся плач (крик). Детский плач —
универсально неприятный сигнал, и взрослые быстро научаются приостанавливать действие этого
неприятного раздражителя.
В добавление к фонологическим аспектам язык содержит семиотическую и синтаксическую
системы. Семиотика относится к тому аспекту языка, который придает значение звуковой системе, а
синтаксис — к закономерностям объединения слов в грамматические предложения.
Язык служит главным средством, с помощью к-рого субъект действия (actor)
узнает, насколько
Hosted by uCoz