Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1302 of 1766 
Next page End  

значимым он яв-ся в глазах других, и обеспечивает основу для индивидуации — краеугольного камня
социализации.
Младенца невозможно научить говорить до тех пор, пока не будет достигнут необходимый и
достаточный для этого уровень развития ЦНС. Способность к построению символической системы
развивается параллельно с процессом овладения окружающей средой и с приобретением ребенком
знания, что объекты существуют независимо от него.
В разных культурах могут придавать особое значение различным аспектам языка. Носители
таких языков, как баганда (baganda), миштек (mixtec) и японский, подчеркивают, что младенец должен
понимать то, что ему говорят, но от него не требуется отвечать старшим, тогда как итальянцы и
американцы активно учат своих малышей говорить. Несмотря на эти различия, взаимодействие между
созревающим организмом, теперь уже способным к овладению языком, и языковой средой, приводит к
тому, что в возрасте от 3 до 4 лет ребенок становится компетентным в языковом отношении.
Совр. данные свидетельствуют о том, что все люди овладевают языком во многом сходным
образом, несмотря на многообразие и сложность языков. Язык — часть культуры чел. и, многим
напоминая самого младенца, яв-ся одновременно продуктом социализации и фактором этого процесса.
Агенты социализации
Отец и семья. Маргарет Мид как-то сказала, что отцы являют собой пример биолог.
необходимости и соц. случайности. Социологи указывают на семью как систему, подразумевая в
качестве ее главного элемента отца, однако, что касается социализации младенца, роль отца состоит в
том, чтобы помогать матери.
М. Лэмб высказал предположение, что отцы играют иную, но одинаково важную роль в С. м.
Лэмб утверждает, что мать служит для младенца крайне важным источником безопасности, тогда как
отец обеспечивает возбуждающую и побуждающую к новым действиям стимуляцию, выполняя в то же
время функцию опоры для быстро развивающихся когнитивных способностей младенца. Данные кросс-
культурных исслед. показывают, что во мн. культурах участие отцов в уходе за малышами, если оно
вообще имеет место, довольно ограничено. Когда отцы все же помогают ухаживать за ребенком, они
более активно участвуют в воспитании сыновей, чем дочерей.
Мать. Основная часть С. м. связана с диадой «матьребенок». В обычных условиях именно
мать принимает на себя заботу по уходу за ребенком в течение периода новорожденности. Характер
отношений матери с младенцем обусловлен экономическими факторами, ограничивающими ее время, а
также жилищными условиями семьи и количеством ее членов.
Л. Минт¸рн и Лэмберт приводят данные о том, что в США матери более сильно опекают
малышей по сравнению с матерями в шести других изучавшихся культурах. Американские матери
также имеют в своем распоряжении больше времени и пространства, пригодного для ухода за
младенцами, и у них меньше детей.
В культуре, где ценятся независимость, индивидуальность и уверенность в себе, мать, скорее
всего, будет поощрять и воспитывать у своего маленького ребенка отражающее эти ценности
поведение: исслед. окружения, навыки самообслуживания и раннее моторное развитие.
Стимулирование или обучение младенцев считается важным для последующего развития.
Всегда существовало неявное предположение, что мать является лицом, ответственным за
социализацию. Материнская депривация считалась фактором, вредящим психич. здоровью младенца, а
«множественное материнство» (multiple mothering), по меньшей мере, спорной практикой. Несмотря
то что обширные исслед., к-рые провели Каслер, Раттер и Ярроу, не обнаружили сколь-нибудь
устойчивых пагубных последствий множественного материнства или иных, нематеринских форм
воспитания в период младенчества, отдельные специалисты до сих пор с сомнением относятся к их
данным.
Сверстники. Нам гораздо меньше известно о влиянии сверстников как агентов социализации,
чем о влиянии др. лиц в окружении младенца. Антропологические исслед. документально
подтверждают практику и пользу привлечения др. детей к дополнительному уходу за младенцем,
однако систематические обзоры данных в этой области пока недоступны. Вайснер и Галлимор
установили на основе анализа кросс-культурных данных, что неродительский уход за ребенком яв-ся
либо нормой, либо значимым фактором в С. м. Они обнаружили, что ответственными за нематеринский
уход яв-ся, преимущественно, девочки; а из того, что нам известно о развитии маленького ребенка, уход
за младенцем, осуществляемый др. ребенком, вероятно, имеет др. последствия, чем обязательный уход
за ним со стороны взрослого.
Мы также почти ничего не знаем о соц. взаимодействии между младенцами и о том, как оно
Hosted by uCoz