Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1305 of 1766 
Next page End  

от них.
Хотя дети никогда не растут в условиях полной изоляции, умеренные формы соц. депривации
могут вызывать заметные задержки и дефициты развитии. Напр., младенцы, воспитывающиеся в
детских учреждениях или испытывающие недостаток поддерживающего участия со стороны
постоянного ухаживающего за ребенком лица, часто обнаруживали отставание во мн. областях
развития, включая речевые и коммуникативные навыки, физ. способности, чувствительность
(responsivity) и выражение эмоций.
Дети, изолированные от положительных контактов со сверстниками, зачастую обнаруживают в
дальнейшем трудности в соц. приспособлении. Тихие и необщительные дети, к-рых недолюбливают и
игнорируют одноклассники, с большей вероятностью, в сравнении с их социально успешными
сверстниками, сталкиваются с рядом проблем во взрослом возрасте, от академической неуспеваемости
до преступности и психиатрических заболеваний. С.и. в детстве может усиливаться тревожностью и
недостаточными соц. навыками.
См. также Потребность в аффилиации, Отчуждение, Деиндивидуализация, Полезависимость,
Исследование социального климата
К. Л. Бирман
Социальная поддержка (social support)
С. п. имеет отношение к совокупному выигрышу в благополучии, к-рый люди получают от своих
взаимоотношений с другими. Эмпирическое изучение С. п. началось сравнительно недавно, возникнув в
рамках соц. эпидемиологии и общинной психологии (community psychology). С конца 1970-х гг. было
опубликовано огромное количество эмпирической литературы, однако большая часть работы в этой
области проводилась без надлежащего предварительного концептуального анализа.
Концептуальные проблемы и проблемы измерения
С.п. относится к разряду сильных, но весьма расплывчатых идей. Первоначально,
исследовательский прогресс серьезно сдерживался отсутствием четко определенных релевантных
конструктов. Интерпретации С. п. чрезвычайно различались в отношении диапазона соц. отношений,
форм помощи, и актуальных или воспринимаемых аспектов поддержки, считавшихся релевантными
этому понятию. Концептуальная неразбериха привела к нарастанию числа некачественных измерений,
расплывчатой теории и неточно конструируемым и проверяемым гипотезам.
Поддержка как транзактный процесс. К середине 1980-х появились несколько важных
концептуальных разграничений. Во предложил рассматривать социальную поддержку как
метаконструкт, включающий три компонента: сетевые ресурсы поддержки (support network resources),
поддерживающее поведение (supportive behavior)
и оценки поддержки (support appraisals). Эти
конструкты относятся соответственно к сети людей, предоставляющих помощь, конкретным актам
помощи, и оценкам таких ресурсов и помощи со стороны находящего в центре чел. (the focal person's
evaluative appraisals of such resources and assistance). Такая позиция открыто признает концептуальную
легитимность нескольких «подходов» к С. п.: их следует рассматривать не как взаимоисключающие
альтернативы, а как компоненты в сложном процессе транзакций между чел. и соц. окружением. То
есть, люди активно формируют и поддерживают сетевые ресурсы, мобилизуют их при необходимости
получения помощи и оценивают последствия. Кроме того, этот процесс осуществляется в
экологическом контексте, который накладывает ограничения на то, как будут формироваться и
использоваться ресурсы поддержки. В этой появившейся концептуализации, «социальная поддержка» и
ее влияние на благополучие оказываются гораздо более сложными, чем это представлялось ранее.
Формы поддержки. Различия между формами поддержки проводились и ранее, однако при этом
часто происходило смешение ее разновидностей и отсутствовала единая терминология. Обзоры
существующих типологий форм поддержки позволяют говорить о наметившемся консенсусе в
отношении шести форм поддержки: эмоциональной, руководящей, основанной на обратной связи,
социализирующей, практической и материальной.
Измерение. Уже упомянутая первоначальная концептуальная путаница наносила серьезный
ущерб измерению С. п. В ранних исслед. использовались практически невоспроизводимые другими
меры, о надежности и валидности к-рых не было никаких данных. Концептуальное урегулирование
привело к значительному улучшению качества измерений. Стали публиковаться исслед., в к-рых
использовались меры с установленной надежностью и валидностью, позволяющие измерять сетевые
ресурсы поддержки, поддерживающее поведение и оценку поддержки. К числу сохраняющихся
Hosted by uCoz