Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1310 of 1766 
Next page End  

обозрение наблюдаемых в клинике страхов, содержащее подборку пунктов, относящихся к
разновидностям соц. тревоги. Оценки по этим пунктам FSS оказались связанными с эффективностью
тренинга соц. навыков и с др. показателями тревоги, что можно рассматривать как доказательства
валидности данной шкалы, позволяющие использовать ее для оценки С. ф. Опросник страхов (Fear
Questionnaire, FQ)
имеет для измерения С. ф. специальную подшкалу, оценивающую избегание пяти
соц. ситуаций. Было показано, что FQ успешно дифференцирует результаты когнитивных и
поведенческих вмешательств с целью преодоления С. ф.
Среди множества опросников, специально предназначенных для измерения соц. тревоги, два
цитируются наиболее часто в клинических исслед. Это Шкала социального избегания и дистресса
(Social Avoidance and Distress, SAD) и Шкала страха отрицательной оценки (Fear of Negative Evaluation,
FNE). Обе они разработаны Уотсоном и Фрэндом. В ряде недавно опубликованных работ по изучению
эффективности терапии подтверждена полезность обеих этих шкал для оценки изменения С. ф. в
результате клинических вмешательств.
Программа интервью пациентов с тревожными расстройствами (Anxiety Disorders Interview
Schedule, ADIS) входит в число наиболее широко используемых методов поведенческого интервью для
оценки тревоги и фобий. Используется тж модификация этой методики (ADIS-R), разработанная Ди
Нардо и его сотрудниками, к-рая, как оказалось, имеет высокую надежность оценщика (при оценивании
С. ф.).
Самым распространенным методом оценивания клиента в актуальной фобической ситуации
является метод самоконтроля. Этот метод идеально подходит для
получения информ. о типе соц.
взаимодействия, степени выраженности испытываемой тревоги, предпосылках и последствиях
определенного поведения, продолжительности взаимодействия, участвующих лицах и др. аспектах
проблемных ситуаций страдающего С. ф. человека.
Лечение
В своем обзоре 17-ти исслед., посвященных изучению терапии С. ф., Хаймберг отмечает, что во
всех исслед. приводятся положительные результаты терапии вне зависимости от формы вмешательства.
Широкое разнообразие манипуляций мешает сделать дополнительные выводы об относительной
эффективности использовавшихся терапевтических методов, к-рые включали тренинг соц. навыков
(ТСН), систематическую десенсибилизацию, десенсибилизацию самоконтроля, методику наводнения
(применяемую в реальной и воображаемой обстановке), обучение управлению тревогой и неск. типов
когнитивного реструктурирования.
В двух исслед. результатов терапии была подтверждена эффективность ТСН и РЭТ, хотя первый
метод по нек-рым характеристикам имеет небольшое (статистически незначимое) преимущество. Кроме
того, показано, что ТСН не более эффективен в лечении «поведенчески реагирующих» («behavioral
reactors»)
пациентов по сравнению с «когнитивно реагирующими» («cognitive reactors»);
не
обнаруживается такой же разницы и при лечении методом РЭТ. Как и все предшествующие работы по
изучению эффективности лечения С. ф., они тж подтвердили, что «не существует какой-то одной
стратегии лечения, к-рая превосходила бы все остальные».
Влазло и др. тоже проверяли эффективность ТСН как метода терапии С. ф. Эффект
лекарственных вмешательств изучался Левином, Шнайером и Либовицем.
См. также Анксиолитики, Совладание, Симулятивные расстройства, Страх, Фобии, Тренинг
социальных навыков
Дж. Г. Карлсон
Социальное влияние (social influence)
Любое челов. взаимодействие предполагает власть и влияние. Умение влиять на других и
принимать ответственность за такое влияние составляет важную сторону жизни чел. С. в. может
рассматриваться с двух различных т. зр.: с позиции черт-факторов (trait-factor) и с позиции динамики-
взаимозависимости (dynamic-interdependence).
Подход с позиции черт-факторов. При взгляде с позиции черт-факторов С. в. представляется
функцией характеристик а) лица, оказывающего влияние, б) лица, испытывающего влияние, и в) самой
попытки влияния. В период после Второй мировой войны самым значительным приложением подхода с
позиции черт-факторов к С. в. явилась Йельская программа изменения аттитюдов (Yale Attitude Change
Program)
под руководством Карла Ховланда. Основная часть исслед. в этой программе была
сконцентрирована в той области, где эта позиция наиболее сильна, а именно в области изучения
Hosted by uCoz