Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1311 of 1766 
Next page End  

эффектов отдельных попыток оказания влияния через СМИ. В каждой из этих ситуаций контакт между
коммуникатором и получателем сообщения носит непродолжительный и разовый характер. Кроме того,
такая коммуникация является односторонней; в ней отсутствует взаимодействие между двумя
сторонами. Поскольку единичные случаи односторонней коммуникации являются по существу
статическими, при их анализе чрезвычайно полезным оказывается подход с позиций черт.
Реализация С. в. рассматривается как передача вызывающим доверие и привлекательным
коммуникатором эффективно организованного сообщения уязвимой или подверженной влиянию
аудитории. Исследователи черт-факторов предполагают, что люди яв-ся рациональными в способе, к-
рым они перерабатывают информ., и мотивированными уделять внимание сообщению, усваивать его
содержание и встраивать в свои аттитюды.
Эффективность попыток чел. реализовать власть над другими возрастает, если он оказывается
привлекательным и вызывает доверие; если он формулирует свои сообщения так, чтобы в них
выражались позиции двух сторон, чтобы они были ориентированы на действия и отличались от
существующих убеждений членов аудитории; если получатели обладают низкой самооценкой,
рассматривают свои подвергающиеся изменению аттитюды как второстепенные для них и не
предупреждены о попытке оказать на них влияние; если позиции разыгрываемых ролей согласуются с
их собственными, если они не имеют опыта в отстаивании своей позиции или находятся в смятении во
время передачи сообщения и, вдобавок ко всему, если они не обладают высоким интеллектом. Однако,
подход к влиянию с позиций черт-факторов обнаруживает свою слабость как в логическом, так и
эмпирическом отношении, в ситуациях, где две или большее число участников коммуникации
находятся в постоянном взаимодействии.
Подход с позиции динамики-взаимозависимости. В процессе взаимодействия с др. людьми мы
постоянно оказываем влияние и подвергаемся влиянию со стороны этих других. Взаимодействующие
люди постоянно изменяют и приспосабливают свое поведение для того, чтобы не утратить
согласованности друг с другом.
При подходе с позиций динамики—взаимозависимости С. в. рассматривается как атрибут
взаимоотношений, а не личности. В рамках взаимоотношений, обоюдное влияние существует в той
степени, в которой каждый может воздействовать на достижение другим его цели. Чем большей
степенью сотрудничества характеризуются взаимоотношения, тем больше проявляется
взаимозависимость в достижении цели и тем большее влияние люди могут оказывать друг на друга. По
причине взаимного влияния для успешного достижения цели необходима координация поведения
отдельных людей. Коммуникация, принятие решений, лидерство, разрешение конфликтов и др. аспекты
взаимодействия предполагают взаимное С. в. Вовлечение в соц. взаимодействия оказывается
неизбежным, а оно осуществляется через реализацию обоюдного влияния, к-рое делает
взаимоотношения удовлетворяющими и продуктивными.
С. в. можно определить как контроль одного чел. над ресурсами, представляющими ценность для
др. чел. С. в. зависит от соотношения удовлетворяющих потребности ресурсов у участников
взаимодействия. Ресурсами могут быть информ., прямая помощь в достижении цели, способность
других влиять на затраты, связанные с реализацией человеком поведения, направленного на достижение
цели, и их способность вознаграждать такое поведение. Успешность попыток С. в. определяется не
наличием у чел. реальных ресурсов, а его восприятием их наличия.
Сознательное планирование того, каким образом лучше всего оказывать влияние на др. людей,
может показаться посягательством на их свободу выбора и самоопределения. Однако существует
различие между использованием влияния и манипуляцией. Любое челов. взаимодействие предполагает
обоюдное влияние; манипуляция яв-ся определенным типом влияния. Манипуляция
это управление
другими или осуществление контроля над ними путем ловкого и расчетливого использования влияния
(в особенности несправедливым и нечестным образом) ради своих собственных целей и выгод.
В рассмотрении того, как приобретается и используется С. в., многие поведенческие науки
уделили особое внимание его ресурсам. Существует шесть возможных источников С. в. чел.: его
способность вознаграждать и принуждать; его законное положение
(legal position);
его способность
быть референтом, с к-рым хотят идентифицировать себя другие; его компетентность (expertise);
и его
информированность. Каждый из этих ресурсов позволяет оказывать влияние на других.
См. также Реклама, Процессы коммуникации, Пропаганда
У. Джонсон
Социальное патронирование (social casework)
Hosted by uCoz