Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1312 of 1766 
Next page End  

С. п. — это метод консультирования, применяемый специалистами, занятыми в сфере соц.
работы, для оказания помощи отдельным людям и семьям, нормальная жизнь к-рых нарушена
биопсихосоциальными проблемами. С. п. сочетает в себе стратегии улучшения соц. условий жизни с
методами клинической практики. Данный метод зародился в процессе работы обществ милосердия
Англии и Соединенных Штатов в конце 70-х гг. XIX в. С ним были связаны имена ученых, в том числе
Дж. Стэнли Холла, идеи к-рых внесли вклад в новую научную филантропию.
Развитие метода социального патронирования
Опубликованная в 1917 г. книга Мэри Ричмонд «Социальный диагноз» (Social diagnosis)
отразила дух того времени, собрав воедино и легализовав в сфере соц. работы многие конепции мед.
модели. Эта важная работа подчеркивала необходимость соц. преобразований, наряду с
систематическим сбором данных о поведении людей и оценкой фактов, для того, чтобы раскрыть
причины болезней об-ва и способы их лечения.
В 20-х и 30-х гг. XX в. привнесение психоаналитических концепций Фрейда в С. п. привлекло
внимание специалистов к индивидуальным процессам и поведению в рамках исслед., диагностики и
лечения. Это событие привело к ослаблению традиционной направленности соц. работы на проблемы
условий жизни и соц. поведения.
Далее на С. п. оказали влияние различные публикации в период 1940—1950-х гг. Гордон
Гамильтон сосредоточился на связях между личным поведением и соц. ситуацией, предоставляя
психол. перспективу. Др. основной темой было активное вовлечение клиента в процесс изменения.
Опираясь на идеи Джона Дьюи, Хелен Перлман представила модель практ. работы, в к-рой
подчеркнута значимость соц. ролей клиента и стадий процесса решения проблем. Т. о., практика С. п.
развивалась в направлении все большей интеграции соц. реформирования с достижениями социологии
и концепциями психоаналитической теории. Тем временем сама эта теория трансформировалась из
психологии Оно к психологии Я.
Социальное патронирование как профессиональное обозначение
Возродившаяся озабоченность проблемами бедности и тяжелых условий жизни на протяжении
1960-х и 1970-х гг. подняла серьезные вопросы об уместности и эффективности С. п. Спорный вывод
Фишера о том, что С. п. отдельных лиц и семей не яв-ся эффективным, ускорил проведение серьезной
самопроверки и самоанализа профессиональной деятельности соц. работников, что завершилось
формированием нового представления о С. п. как обозначении профессии, а не как методологической
категории.
Современные подходы к социальному патронированию
Большинство тех, кто профессионально занимается С. п., в настоящее время объединяют в своем
лице функции клинического врача, специалиста по изменению окружающей среды и
посредника/адвоката. Часто преобладающей яв-ся клиническая роль. Основной моделью работы яв-ся
один или несколько из описанных ниже подходов.
Психосоциальная терапия. Особое значение придается оценке, диагностике и воздействию,
основанным на фрейдистской психоаналитической теории, дополненной более совр. концепциями,
относящимися к теории коммуникации и теории систем, семейной терапии, кризисным вмешательствам
и плановому краткосрочному лечению.
Семейная терапия. Работа с семьей яв-ся важной частью деятельности специалиста по С. п.
Воздействия направлены на создание изменений в семье в целом. Семейная терапия была разработана
на основе синтеза идей психоанализа и теорет. конструктов, относящихся к коммуникации, гомеостазу,
соц. системам и ролям. Используется большое число различных моделей семейной терапии, включ.
эмпирические, структурные и поведенческие подходы.
Кризисное вмешательство. Специалисты по С. п. часто сталкиваются с кризисными клиентами,
требующими краткосрочной помощи. Понятие кризисного вмешательства было выведено на основе
исслед. людей в ситуациях природных или соц. бедствий. Состояние кризиса рассматривается не как
заболевание или патология, но как возможность способствовать росту клиента. Этот подход привлекает
стратегии и методы из традиционных и более современных моделей С. п. Тем не менее отличительным
аспектом яв-ся скорее сосредоточение на ограниченных целях, нежели попытки глубокого личностного
изменения или др. деятельности, требующей времени.
Поведенческий подход. Соц. работники приняли на вооружение поведенческие методы и
методики из психологии в ответ на потребность в эмпирически обоснованном подходе к практике.
Воспитатели и практикующие специалисты применяли поведенческие методы в различных вариантах
Hosted by uCoz