Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1314 of 1766 
Next page End  

родственные схеме понятия. К их числу относятся такие термины, как стереотип, норма, ценность,
аттитюд и имплицитная теория личности. Чтобы облегчить установление концептуального
единообразия в различных областях, некоторые исследователи С. п. разработали таксономии схем. К
числу предложенных ими категорий относятся: чел. (person),
роль (role), событие (event), черта (trait),
изобразительный (pictorial)
и соц. группа (social group). Наряду с этим были также разработаны
таксономии с т. зр. познавательного процесса, к-рые классифицируют схемы на основе их
концептуальных свойств.
Информационный поход. Область С. п. рассматривает челов. разум как систему обработки
информ. Информ. получается из окружающего мира, обрабатывается когнитивной системой и
используется при реализации соц. поведения.
Первая ступень обработки информ. имеет дело с задачами кодирования и организации. Вторая
тематическая область обработки информ. связана с проблемой когнитивного поиска (информ. в памяти
и ее извлечения). Что определяет течение мысли и каким образом мы получаем доступ к сохраняемым в
памяти фактам и логическим выводам при реализации соц. поведения?
Сюда относится также проблема имплицитного поиска, к-рый происходит в случае более или
менее непроизвольных соц. реакций. Задачу поиска ранее приобретенной информ. можно обойти, когда
чел. доступна поведенчески релевантная схема.
Третья категория проблем касается интеграции (объединения) информ. Люди часто
сталкиваются с ситуациями, для к-рых у них нет адекватных схем. В особенности, когда люди
предвосхищают частое возникновение таких ситуаций в будущем, в их интересах выработать новую
схему, к-рая бы позволяла справляться с различными возможными вариантами этих ситуаций.
Четвертой тематической областью яв-ся выбор реакции (response selection). Каким образом люди
оценивают альтернативные варианты реакций, автоматически выбирают одну и реализуют ее в
поведении? Контекст коммуникации и знание позиции аудитории может влиять на то, как и когда
передаются когнитивные реакции.
Неразрешенные проблемы. Исследователи С. п., в целом, избегали вопроса о том, что приводит
в действие когнитивные системы. Родственной проблемой является роль когнитивных систем в
регулировании мотивационных сил.
Соц. окружение отличается чрезвычайной сложностью. Количество и разнообразие информ.,
содержащейся в соц. взаимодействии, необычайно велико. Каким образом чел. приходит к
специфическому способу ее организации? Остается ли этот способ одним и тем же на всем протяжении
ведущегося диалога и возможно ли кодировать (и/или сохранять) эту информ. двумя или более
способами одновременно? Такого рода вопросы начинают выступать на передний план при обращении
к уровню анализа, характерному для перспективы С. п.
См. также Внимание, Когнитивная сложность, Контекстуальные ассоциации, Формирование
впечатления
Т. Остром
Социальное равенство (social equality)
На протяжении многих столетий в понятие С. р. вкладывались различные содержания.
Политический взгляд на С. р., гл. обр., фокусируется на правилах управления (кто имеет право
голосовать, кто имеет право управлять, на основе каких правил должны управлять лидеры), в то время
как при экономическом взгляде описываются процессы, к-рые связаны с распределением благ (кто
имеет возможности для работы, как распределяются экономические ресурсы). При психол. подходе к
равенству внимание сосредоточивается на правилах, определяющих характер межличностных
отношений и статуса (кто обладает ценностью как чел.). Эти разные взгляды используют общие
конструкты, такие как власть, статус, соперничество, сотрудничество, неполноценность (inferiority)
и
превосходство (superiority), однако эти разные т. зр. вкладывают в них различные смыслы.
С психол. т. зр., следует различать между собой равенство, к-рое относится к правилам
распределения вознаграждений в соответствии со степенью индивидуальных усилий или вкладов, и С.
p. (social equity). Понятие С. р. играет центральную роль в теории Адлера. В соответствии с Адлером и
Дрейкурсом, в отсутствие С. р. и сотрудничества возникает сопряженный с выигрышами и
проигрышами «качельный» (seesaw)
паттерн соперничества, приводящий к формированию чувств
неполноценности (feelings of inferiority), ухудшающих душевное здоровье и снижающих
результативность деятельности. Для Адлера и Дрейкурса С. р. связано с идеальной и сущностной
Hosted by uCoz