Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1327 of 1766 
Next page End  

только одним родителем. При др. обстоятельствах родитель может вырастить детеныша в одиночку, а
второй родитель может уйти сразу же после спаривания. У многих млекопитающих о детеныше
заботится самка; у многих рыб — самец.
К наиболее интересным соц. структурам относятся орг-ции общественных (эусоциальных)
насекомых. У них существуют касты стерильных рабочих особей, перекрывание двух или более
поколений молоди в одной колонии и сложное разделение труда. У всех вызывает удивление, почему
отбор родичей породил такую крайнюю форму соц. поведения, при к-ром рабочие самки жертвуют
своими собственными репродуктивными способностями для того, чтобы помочь своей матери
вырастить их сиблингов. В объяснениях эволюции такой структуры преобладает гипотеза
гаплодиплоидии. Гаплодиплоидия яв-ся способом репродукции у некоторых перепончатокрылых
насекомых. В то время как самки развиваются из оплодотворенных яиц, самцы — из
неоплодотворенных. В результате самцы гаплоидны, а самки — диплоидны; это означает, что если
самки имеют по две хромосомы каждого вида (одну от отца, а другую от матери), то самцы — только
одну. Если царица в колонии спаривается только с одним самцом, то все самки будут иметь одинаковые
гены от их отца. У видов, не обладающих гаплодиплоидией, самки имеют с отцом только половину
общих генов. В результате, самки имеют со своими сестрами три четверти общих генов, а не половину,
как обычно. Однако у них только половина общих генов с их собственным потомством. Т. о., благодаря
гаплодиплоидии, самки имеют со своими сестрами более близкое родство, чем с потомством. Если они
стремятся максимизировать свою совокупную приспособленность, то, возможно, неудивительно, что
эти самки больше заботятся о своих сестрах, чем о своем потомстве. Необходимо отметить, что
существуют и др. гипотезы, объясняющие эволюцию эусоциальности, и что гаплодиплоидия не в
состоянии дать универсального объяснения. Тем не менее она, несомненно, яв-ся очень важным
фактором. Эволюция эусоциальности у насекомых дает пример того, как принципы социобиологии
могут пролить свет на старые проблемы.
Резюме. Преимущества социобиологического подхода таятся в том же, что лежит в основе
успеха эволюционного подхода. Эта теория дает ключ к пониманию многочисленных разнородных
явлений с т. зр. нескольких общих теорет. принципов. Тем не менее данная область достаточно нова.
Здесь существует много теорий, но явно не хватает фактов. Необходимо проводить гораздо больше
эмпирических исслед. В применении и экстраполяции этой теории появляются некоторые крайности. С.
ж. предлагает возможность объединить широкий спектр поведенческих явлений в общую теорию.
См. также Альтруизм, Сотрудничество/соперничество, Экологическая психология,
Просоциальное поведение
Д. А. Дьюсбери
Социодрама (sociodrama)
С. — это методика групповой терапии, первоначально разработанная Я. Л. Морено в качестве
расширения его психодрамы. Позднее Торренс предложил новую и более детализированную
концепцию социодрамы как методики группового творческого решения проблем, основанной не только
на ранних работах Морено, но вобравшей в себя многие из принципов творческого решения задач
(creative problem-solving), предложенных Осборном и его коллегами. Хотя С. ориентирована
практически на все возрастные группы, Торренс использует ее как метод первичной профилактики
поведенческих проблем, возникающих у лиц из неимущих слоев населения и др. групп повышенного
риска.
Основные различия между С. и ее предшественницей — психодрамой — заключаются не
столько в методах, сколько в цели, хотя участие зрителей в С. яв-ся более важным. В С. материалом,
поставляющим потенциальные проблемы или конфликтные ситуации, яв-ся групповая дискуссия, к-рая
длится вплоть до идентификации адекватной проблемы. Проблема или конфликтная ситуация обычно
не та, с к-рой сталкивается на данный момент кто-то из участников, а та, к-рая яв-ся общей для всех
членов группы. Группа не получает какого-то руководства в выборе направления решения, поскольку
это яв-ся ее главной целью.
Между членами группы распределяются роли, которые им предстоит исполнять при
разыгрывании конфликтной ситуации. Для облегчения поиска решения конфликта используются
различные технические приемы — монолог, прямое представление, дублирование, «зеркало», обмен
ролями и др. приемы, вовлекающие зрителей в действие.
Роль режиссера в С. заключается в поддержании движения действия в направлении разрешения
Hosted by uCoz