Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1335 of 1766 
Next page End  

Можно предположить, что когнитивные способности по-разному взаимодействуют с этими
аспектами системы и. я., и это действительно так. С. к и. я. не являются неразделимым целым, это
скорее набор способностей, имея к-рые, человек может справиться с различными аспектами стоящей
перед ним задачи овладения и. я.
К настоящему времени создано неск. эффективных батарей тестов С. к и. я. Эти тесты измеряют
приблизительно один и тот же набор когнитивных способностей, предсказывающих успех в усвоении и.
я.
Когнитивные способности, лежащие в основе С. к и. я.
Исследователи пришли к выводу о существовании, по крайней мере, четырех специальных
когнитивных способностей, лежащих в основе успешного усвоения и. я. в традиционных учеб.
программах, особенно в тех из них, к-рые направлены на обучение разговорной речи.
Способность к фонетическому кодированию (phonetic coding ability)
является разновидностью
мнемической способности, благодаря к-рой человек воспринимает звуки и. я. и звуковые формы слов и
выражений, «кодирует» их в долговременной памяти и в последующем отыскивает их и воспроизводит.
По-видимому, она не включает способность к различению иноязычных звуков; подавляющее
большинство учащихся способны научиться различению фонем при соотв. условиях обучения. Скорее,
она предполагает повышенное внимание к точным фонетическим формам иноязычных звуков и слов и
их сохранение в активной памяти, особенно если в них встречаются фонетические признаки,
отсутствующие в родном языке обучающегося. Эту способность можно проверить различными
способами: нестрого, предъявляя экзаменуемому иноязычные звуки или слова и добиваясь их
воспроизведения после неск. секунд отвлекающей деятельности, и более строго, напр., требуя от
экзаменуемого заучить связи между звуками и фонетическими знаками.
Грамматическая чувствительность (grammatical sensitivity), или способность воспринимать
грамматические отношения в и. я. и понимать роль грамматики в порождении и переводе высказываний
и предложений. В одной из форм теста от экзаменуемого требуется воспринимать родственные
грамматические отношения в родном языке.
Механическая ассоциативная память (rote associational memory) была давно идентифицирована в
факторно-аналитических исслед. когнитивных способностей; доказана ее необходимость для усвоения
большого количества произвольных связей между словами и их значениями, к-рые надлежит освоить.
Наличие этой способности можно проверить с помощью метода выборочного анализа образцов
деятельности, требуя от экзаменуемого заучить определенное количество таких произвольных ассоц. и
затем выборочно продемонстрировать их знание (напр., на материале искусственного языка).
Индуктивная способность (inductive ability)
— это общая когнитивная способность, измеряемая
во мн. батареях тестов когнитивных способностей, — способность видеть и выводить правила,
управляющие формированием паттернов стимулов. В тестах С. к и. я. проверяется, насколько хорошо
экзаменуемый может выводить и применять релевантные правила и отношения, работая с выборочными
материалами реального или вымышленного и. я.
Показатели тестов С. к и. я. существенно коррелируют с показателями тестов общего интеллекта,
однако эта корреляция, по всей вероятности, вызвана тем, что нек-рые из специальных способностей,
необходимых для успешного овладения и. я., являются тж факторами, измеряемыми в тестах
интеллекта. Это в полной мере относится к индуктивной способности, однако в меньшей степени — к
др. вышеупомянутым способностям. Тесты С. к и. я. обычно дают более высокие корреляции с мерами
достигнутого успеха в овладении и. я., чем тесты общего интеллекта, благодаря тому обстоятельству,
что в их состав входят необходимые измерения специальных способностей.
Прогностическая валидность тестов способностей к иностранным языкам
Средние коэффициенты валидности тестов С. к и. я. оказываются одними из самых высоких в
области прикл. психологии. В течение целого ряда лет показатели тестов С. к и. я. являлись важным
критерием при отборе добровольцев в Корпус мира США, поскольку большинству из них требовалось
знание и. я. для работы в принимающих странах. При этом регулярно фиксировались коэффициенты
валидности в среднем от 0,5 до 0,6. Кандидаты в Корпус мира имели высокую мотивацию как в
прохождении тестов, так и в процессе обучения на интенсивных курсах и. я.
На степень прогностической валидности, демонстрируемую тестом способностей, может влиять
множество переменных. Мотивация в прохождении теста и в овладении языком — только одна из них.
Другой является тип обучения — интенсивное, систематическое и напряженное в противоположность
длительному, сравнительно несистематическому и толерантному к ошибкам и неудачам учащихся.
Наиболее успешно и. я., вероятно, освоят те, кто имеет превышающий средний либо высший
Hosted by uCoz