Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1340 of 1766 
Next page End  

Т. Г. Лихи
Среднее детство (middle childhood)
С. д. — это хронологический период детства, примерно с 6 до 11 — 12 лет, в течение к-рого дети
приобретают важные знания и умения.
Физическое развитие. Средний североамериканский ребенок в 6 лет имеет рост около 118 см
(46 дюймов), весит примерно 20 кг (44 фунта) и в течение следующих 5 лет ежегодно прибавляет
примерно по б см в росте и по 3 кг в весе. Этот темп роста яв-ся относительно медленным и
постоянным по сравнению с темпами роста в младенчестве, раннем детстве и отрочестве.
Менее заметные, но психологически более важные изменения происходят в ЦНС,
пищеварительной системе, зрительной системе и координации движений кисти, между тем как
головной мозг и тело ребенка становятся более зрелыми. Эти изменения позволяют детям этого
возраста извлекать пользу из формального обучения.
Грубая моторика (движения и действия, в к-рых участвуют крупные мышцы тела) также
развивается в течение этого периода. Пока деятельность не требует большой физ. силы и не оценивается
слишком строго, большинство детей в этом возрасте с удовольствием совершенствуют свои
двигательные навыки и умения.
Когнитивное развитие. В С. д. заметно улучшается умение логически мыслить на конкретном
материале. Наиболее известным примером здесь служит развитие понятия сохранения, в том виде как
оно проявляется в опытах Жана Пиаже.
Некоторые психологи полагают, что в начале среднего детства происходит резкое повышение
познавательной способности, к-рое Шелдон Уайт назвал переключением с 5 на 7 (five-to-seven shift).
Однако большинство психологов считают, что когнитивные навыки и умения развиваются постепенно
на протяжении всего среднего детства и зависят в своем развитии от специального обучения и
обогащаемого опыта, а так же от созревания мозга.
Тем не менее среди психологов нет разногласий в том, что касается поразительной обучаемости
детей на протяжении С. д. Значительная часть мотивации к учению исходит от самих детей. Эрик
Эриксон называет этот период «трудолюбие против чувства неполноценности», когда дети испытывают
«истинное удовольствие от того, что им удается завершить работу благодаря устойчивому вниманию и
должному прилежанию». Если на готовность ребенка учиться об-во (культура) не отвечает
соответствующим обучением, то, согласно Эриксону, у ребенка может развиться пожизненное чувство
неполноценности.
Психосоциальное развитие. Среднее детство приносит с собой заметное расширение соц. мира
ребенка, так как дети становятся менее зависимыми от родителей в мелочах повседневной жизни и
более способными к завязыванию тесных дружеских отношений со сверстниками. С этих пор 6-11-
летние дети входят в «культуру детства» (the culture of childhood).
Отчасти по той причине, что культура детства яв-ся весьма влиятельной, дети в этом возрасте
высоко ценят дружбу. Ребенок, отвергаемый другими детьми из-за своего поведения, внешности или
семейного происхождения, вероятно, страдает от низкой самооценки и недостатка уверенности в себе.
Нельзя сказать, что в течение С. д. родители отходят на второй план. Родительское поощрение
школьных успехов, ограничение просмотра телепередач и то душевное тепло, к-рое они дают своему
ребенку, — все это благотворно сказывается на его чувстве Я и достижениях.
Моральное развитие. В С. д. дети начинают понимать нормы об-ва, в к-ром они живут, и
следовать им в своем поведении, часто истолковывая их слишком узко, прямолинейно и однозначно до
тех пор, пока не станут более открытыми к изменениям с наступлением отрочества. Фактическое
моральное поведение большинства детей зависит от ролевых моделей, за поведением к-рых они
наблюдают, и от ценностей своей культуры.
Половые различия. На протяжении среднего детства сходство между мальчиками и девочками
значительно сильнее различий между ними. Однако несколько представляющих интерес половых
различий все же обнаруживаются. В течение всего этого периода развития девочки являются физиолог.
более зрелыми, чем мальчики.
Игры девочек отличаются значительным разнообразием, но при этом меньше связаны с
проявлениями физ. агрессии и чаще носят малоподвижный характер. Кроме того, девочки склонны
общаться и играть с узким кругом подруг, особенно с «лучшей подругой», тогда как мальчики
предпочитают более широкие группы или игровые объединения. Как те, так и другие, играют чаще
Hosted by uCoz