Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1341 of 1766 
Next page End  

всего со сверстниками своего пола. К «сорванцу в юбке», к-рая водится с мальчишками, относятся
гораздо благожелательнее, чем к «маменькиному сынку», возящемуся с девчонками. То, насколько эти
различия в характере игровой деятельности яв-ся биологически или культурно обусловленными, до сих
пор остается предметом дискуссий между представителями соц. наук.
Др. дискуссионный вопрос: почему к концу С. д. девочки больше преуспевают в чтении и
письме, а мальчики — в математике и естественных науках? Согласно выводам Джереми Финна,
сделанным по результатам межнационального исслед., это различие имеет, по крайней мере частично,
культурную основу, ибо в умениях мальчиков и девочек отражаются приоритеты той образовательной
системы, в рамках к-рой они развиваются.
Проблемы. Сравнительно с др. периодами жизни, среднее детство относительно свободно от
серьезных проблем. Тем не менее два вида трудностей все же заслуживают внимания. Одна проблема
связана со школой. Многим детям трудно выдержать темп овладения содержанием школьных
предметов, задаваемый их сверстниками. В одних случаях это связано с легким отставанием в
созревании, и ребенок впоследствии нагоняет упущенное. В других случаях причина кроется в
промахах, допущенных семьей или школой. В ряде случаев ребенок обнаруживает недостаточную
специфическую обучаемость.
Второй проблемой яв-ся делинквентность и вандализм, первые проявления к-рых наблюдаются
обычно в С д. Поэтому не следует игнорировать легкие правонарушения, совершаемые в этом возрасте;
напротив, нужно попытаться понять причины противоправного поведения и перестроить деструктивные
поведенческие паттерны. Одного только наказания малолетнего преступника явно недостаточно, более
того, оно может привести к обратным результатам.
См. также Детская психология, Развитие человека
К. С. Бергер
Средний возраст (middle age)
Хотя некоторые специалисты, изучающие развитие чел., определяют средний возраст как
отдельный период жизненного цикла, начинающийся примерно в конце третьего десятилетия жизни и
заканчивающийся где-то в конце четвертого десятилетия, другие ученые относят к среднему возрасту
период от 40 до 60 лет. Чтобы составить себе более или менее полное представление о чел. среднего
возраста, лучше всего охарактеризовать этот период жизни в нескольких аспектах: возрастного
развития, физиолог., интеллектуальном, сексуальном, социально-политическом и психол.
Средний возраст как стадия развития. Эрик Эриксон теоретически допускал, что С. в., как и
др. периоды жизни, ставит перед людьми определенные задачи развития и требует от них овладения
определенными умениями и навыками, чтобы получить положительный опыт и обрести душевное
спокойствие на следующей стадии жизни. Согласно Эриксону, главная задача развития в С. в.
заключается в выборе между стагнацией эго и тем, что сам Эриксон называл генеративностью, т. е.
распространением интересов эго за пределы интересов к себе — на более широкие области
идентификации с другими людьми, со всей совокупностью людей в целом и с будущими поколениями.
Эльзи Френкель-Брунсвик, опираясь на результаты своих исслед. в Австрии, пришла в выводу, что в С.
в. люди переживают самый спокойный (stabilizing)
период жизни, пожиная плоды своих усилий,
затраченных в более молодые, но и более неспокойные и напряженные годы. В С. в. они, наконец,
устанавливали прочные привязанности, определялись с постоянным местом жительства, выбирали дело
жизни и переживали наиболее продуктивные периоды профессиональной и творческой деятельности.
Ее данные подтверждают представления Эриксона об этой стадии.
Физиологическая характеристика. Имеющиеся в нашем распоряжении данные говорят о том,
что С. в. — это период, в к-ром повышаются все сенсорные пороги (и, соответственно, снижается
чувствительность). После 30 лет начинает снижаться основной обмен веществ и уменьшаться вес
головного мозга. Сократившееся кровоснабжение гипофиза, щитовидной железы, надпочечников,
поджелудочной железы и гонад приводит к макроскопическим гистологическим изменениям и,
несмотря на увеличение содержания кальция в тканях, люди С. в. испытывают убывание физ. силы,
физ. выносливости и физ. привлекательности. Рост людей также начинает уменьшаться после 30 лет;
что касается веса, то у мужчин он стабилизируется примерно в это же время, тогда как женщины,
видимо, могут прибавлять в весе до 54 лет, по всей вероятности, вследствие гормональных изменений.
Интеллект. Хотя более поздние исслед. Торндайка показали, что пик способности к научению
(learning capacity)
приходится на возраст от 22 до 25 лет, сравнительный анализ многочисленных
Hosted by uCoz