Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1343 of 1766 
Next page End  

подвергание организма чрезмерному стрессу приводит через некоторое время к состоянию физиолог.
истощения. Селье обнаружил также, что каждый организм имеет свой оптимальный уровень стресса и
что как перегрузка, так и недогрузка организма вызывают нарушения в уровне его функционирования.
С. Левайн установил, что крысы, к-рые не подвергались воздействию стрессоров на протяжении
начального периода своей жизни, вырабатывали позже дисфункциональную реакцию на стресс. Это
говорит о том, что для оптимального функционирования необходим определенный уровень стресса.
Каннер, Кафри и Пайнс сообщили, что в проведенном ими исслед. людях отсутствие положительных
условий также вызывало дисфункциональное реагирование. Даже без воздействия специфических
средовых стрессоров стресс возникал в результате отсутствия положительных условий для жизни и
работы.
Стрессоры могут быть средовыми или организменными. Организменные (intraorganismic)
стрессоры могут быть физиолог. или когнитивными, однако при этом они все же имеют
первоисточником средовые стрессоры. С. с. могут быть вредными или доставлять удовольствие, но
независимо от этого все равно вызывать реакцию стресса. Возникновение реакции стресса в ответ на
специфический стимул, по-видимому, основывается на организменных перцептуальных процессах в
ретикулярной активирующей системе головного мозга.
Продолжительное воздействие стрессоров приводит к разнообразным дисфункциям организма.
Все системы, вовлеченные в общую адаптационную реакцию, могут испытывать состояние истощения.
Когда такое воздействие затягивается на еще более продолжительные периоды времени, это состояние
приводит к возникновению расстройств в функционировании кишечника, сосудов головного мозга и
дыхательной системы.
Др. системой, в к-рой возникают нарушения под влиянием продолжительного действия стресса,
яв-ся иммунная система. В своем исследовании крыс Ф. Соломан, Амкрот и Каспер обнаружили, что
под влиянием стресса оказался нарушенным как первичный, так и вторичный антителогенез. Подобное
воздействие на иммунную систему может влечь за собой дополнительные нарушения в др. процессах
организма.
Сами по себе средовые стимулы существуют только как потенциальные стрессоры, пока
организм не воспринимает их как вызывающие стресс. Поэтому основной целью исслед., имеющих
отношение к средовому стрессу, яв-ся не устранение стрессоров, а определение оптимальных
адаптационных стратегий совладания с конкретными стрессорами.
Экологические стрессоры — это те внешние стимулы, к-рые существуют в физ. среде. Двумя
наиболее широко изучаемыми экологическими стрессорами являются жара и холод. К другим часто
исследуемым стрессорам относятся загрязнение воздуха, воздействие солнечных лучей,
люминесцентное освещение, слуховые раздражители, запахи, гравитация, атмосферное давление и
влажность. Во всех случаях эти переменные рассматриваются в качестве элементов физ. окружения, к-
рые вынуждают организм реагировать на них для поддержания гомеостаза.
Вторую группу стрессоров можно назвать «ситуационными стрессорами» (contingency stressors).
Эти стрессоры не являются обычными («нормальными») аспектами окружающей среды, но существуют
в виде внешних событий, к-рые оказывают воздействие на организм. К ситуационным стрессорам
относятся происшествия, напр. автомобильные аварии, влекущие травматические последствия. Большая
часть исслед. ситуационных стрессоров осуществляется в рамках подхода, изучающего «стрессогенные
события жизни» (stressful life events). Этот подход основывается на предположении о том, что если
важные события, будь они положительными или отрицательными, накапливаются, то они повышают
предрасположенность к физ. заболеваниям. Некоторые совр. исследователи подвергли этот подход
критике с методических позиций и высказали предположение, что повседневные досадные и приятные
«мелочи» (hassles and uplifts)
служат более подходящими мерами ситуационных стрессоров. Др.
исследователи обнаружили, что стрессогенные события жизни во многом определяются ресурсами для
совладания с ними. Видимо, поэтому совладание оказывается центральным элементом в изучении
жизненных событий.
Социол. стрессоры (sociological stressors) включают такие переменные, как социоэкономический
статус, недостаточное питание, место работы, образовательный уровень и место проживания. Это
измерение имеет отношение к процессам, посредством к-рых культура вторгается в жизнь отдельного
чел. Определенное устройство соц. системы или организации предполагает определенные формы
стресса. Поддержание функционирования или изменение таких систем также порождает определенные
стрессоры. К др. социол. стрессорам можно было бы отнести процессы, такие как создание предвзятого
мнения.
Hosted by uCoz