Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1349 of 1766 
Next page End  

рассуждение носит релятивный, или наводной, характер и сильно зависит от непосредственного
контекста.
Лонгитюдные исслед. не смогли подтвердить связанное с возрастом снижение интеллектуальной
деятельности, давая обычно кривую роста, переходящую в определенной точке в плато. Оуэн
обнаружил рост суммарных показателей армейского альфа-теста примерно до 40—50 лет. Лонгитюдные
данные Шайи, касающиеся взрослости, свидетельствуют о том, что прирост интеллектуальных
способностей чел. происходит где-то до 50 лет, после чего наступает период относительной
стабильности для большинства умений и навыков, продолжающийся до начала седьмого десятилетия
жизни; для большинства способностей потери становятся значимыми, в среднем, после 60 лет. Эти
потери больше выражены у лиц, имеющих проблемы со здоровьем (особенно, когда им приходится
выполнять задания на скорость), плохо образованных и живущих в интеллектуально обедненной среде.
Кроме того, имеют место индивидуальные различия в степени ухудшения способностей после 60 лет.
Менее 33% испытывают ухудшение после 74 лет и только от 30 до 40% ощущают существенные потери
в интеллектуальных навыках к 81 году. Хотя многие люди «избирательно оптимизируют» некоторые
навыки после 80 лет, ослабление интеллектуальных способностей становится более заметным у чел.,
перешагнувшего 80-летний или 90-летний рубеж. Другие лонгитюдные исслед. дают аналогичную
картину положительных возрастных изменений интеллекта у взрослых.
Один из самых важных результатов исслед. интеллекта взрослых — обнаружение эффектов
когорты в интеллектуальной деятельности. Для одних способностей когортные различия являются
положительными (младшие когорты лучше справляются с тестами), как в случае первичных
умственных способностей (ПУС) вербального понимания, пространственной ориентации и
индуктивного рассуждения, преимущественно вследствие более высокого уровня образования и
лучшего здоровья младшего поколения. Для др. умений и навыков, эффекты когорты оказываются
отрицательными, как в случае ПУС арифметических вычислений или беглости речи. Фактически, когда
контролируется уровень образования, это гораздо сильнее сказывается на возрастных различиях в
вербальных показателях WAIS, чем в невербальных, подтверждая существенное влияние фактора
образования, который яв-ся когортно-специфичным, на интеллект.
Одно из самых новых направлений — исслед. интеллекта в повседневной жизни (everyday
intelligence). Обыденный интеллект обладает экологической или функциональной валидностью, в том
смысле, что он отражает умения и навыки, к-рые взрослые люди действительно используют, выполняя
повседневные функции в типичных для них ситуациях. По сравнению с формальными мерами
интеллектуальной деятельности, повседневные условия, в к-рых люди применяют свои способности,
могут более точно отражать их интеллектуальную активность. То, как люди вступают в отношения с
другими, принимают решения, взвешивают шансы достижения альтернативных целей в
неопределенных ситуациях и оценивают свое положение в различных сферах жизни (например, в
отношении болезни, смерти, финансовых дел), можно, фактически, использовать в качестве
обоснованных оценок интеллекта. В этой относительно новой области исслед. интеллектуальной
деятельности взрослых еще предстоит много работы.
См. также Изменение поведения в процессе взросления и старения, Меры интеллекта
Б. Хейслип-мл.
Старики: настроение и память (older adults: mood and memory)
По умеренным оценкам, более 50% всех взрослых старше 60 лет жалуются на трудности
запоминания. Однако жалобы на плохую память могут отражать субъективное чувство ухудшения, а не
объективную потерю памяти. Данные исслед. свидетельствуют о том, что имеют место возрастные
изменения, связанные с памятью и с общим интеллектуальным функционированием.
Исслед., посвященные сравнению младших и старших возрастных групп, показывают более
высокую интраиндивидную изменчивость у старших испытуемых. В др. исслед. отмечается более
медленное выполнение когнитивных заданий пожилыми людьми. По-видимому, существует
взаимосвязь между скоростью выполнения человеком интеллектуальных заданий и быстротой
процессов его памяти. Нормальные взрослые действительно обнаруживают с возрастом заметное
снижение памяти на недавние события, однако память на отдаленные события у них не нарушается, как
у страдающих старческой деменцией. Кроме того, пожилые люди более уязвимы к депрессии, особенно
в связи с плохим здоровьем. Ляру, Дессонвиль и Джарвик указывают, что обследования различных
слоев населения, так же как и исслед. госпитализированных больных, подтвердили эту взаимосвязь
Hosted by uCoz