Navigation bar
  Print document Start Previous page
 135 of 1766 
Next page End  

В. в целом не снижают мотивацию. Эффект подрыва мотивации возникает лишь при наличии
определенных условий.
Уровень интереса
В исслед. показано, что В. могут снижать высокий первоначальный уровень собственного
интереса, но если задача вызывает меньший первоначальный интерес, В. повышают мотивацию.
Факторы вознаграждения
В. не всегда подрывают высокий собственный интерес. Важным фактором при этом оказывается
тип В. Словесная похвала за выполнение задачи не только не снижает, но может повышать мотивацию,
тогда как более конкретные или материальные В., такие как конфета или деньги, приводят к
разрушению интереса. Эти различные эффекты В. обычно интерпретировались в рамках теорий
восприятия субъектами а) личной компетентности и б) источника контроля собственного поведения.
Похвала свидетельствует о компетентности субъекта в выполнении задачи и тем самым может
усиливать мотивацию; материальные В. представляют очевидное свидетельство того, что поведение
субъекта контролируется сторонними силами, и этот недостаток «личного контроля» может оказывать
подавляющий эффект на интерес к выполнению задачи.
Тж важными оказываются два др. фактора В. Во-первых, снижение собственного интереса
происходит тогда, когда В. даются в зависимости от выполнения целевой деятельности и не происходят
в условиях отсутствия связи между В. и выполнением задачи. Во-вторых, внутренняя мотивация
разрушается с большей вероятностью, если В. слишком выделяется, т. е, когда на нем фокусируется
внимание субъекта.
Теории
Для разрушающего эффекта В. приводилось множество объяснений, но лишь нек-рые нашли
свое подтверждение в исслед.
Среди наиболее широко принятых теорий можно упомянуть те, к-рые подчеркивают
опосредующую роль когнитивных процессов в разрушающем эффекте, в частности, атрибутивных
процессов. В основе атрибутивных теорий (к к-рым относится и гипотеза сверхоправдания) лежит
предположение о том, что разрушающий эффект является рез-том сложных когнитивных
умозаключений, включающих в себя оценку субъектом внутренних и внешних причин занятия целевой
деятельностью.
Приложения
Актуальность разрушающего воздействия В. на мотивацию в практ. сфере деятельности
представляется очевидной, и обсуждение его в литературе фокусируется в основном на трудовой и
учеб. деятельности, а тж на процедуре В., получившей название «жетонной системы»,
предусматривающей В. желательного поведения жетонами, к-рые в дальнейшем можно обменивать на
понравившиеся товары или виды активности.
Однако его проявление в условиях повседневной действительности осложнено множеством
переменных, к-рые еще требуется изучить. Так, в одном из исслед. обнаружилось, что В. снижают
мотивацию только в том случае, если существует некая норма не давать В. Для определения того, как
освободиться от отрицательных эффектов В. и как лучше всего применять его в целях побуждения к
эффективному поведению, необходимы дальнейшие исслед.
См. также Мотивация, Теория реактивного сопротивления, Вознаграждения
Э. П. Серафино
Возрастные различия (age differences)
Поведение чел. с возрастом претерпевает столь же разительные изменения, как и его тело. И
обучение, и видоизмененные структуры вносят свой вклад в эти психол. различия. Различия, имеющие
место на протяжении всей жизни, изучаются преимущественно методами поперечных и продольных
срезов.
В. р. интеллекта изучены наиболее широко. Умственный возраст (МА), измеряемый
традиционными тестами интеллекта, увеличивается вместе с хронологическим возрастом (CA) и, в силу
принципа конструирования возрастных шкал этих тестов, связь между MA и СА носит линейный
характер. Средний ребенок демонстрирует увеличение MA на 1 год с каждым прожитым календарным
годом, вплоть до достижения возрастного уровня 15—18 лет, когда кривая роста MA предположительно
переходит в плато. Есть, однако, данные, согласно к-рым интеллектуальная способность у нек-рых
людей может непрерывно увеличиваться, по крайней мере, до начала третьего десятилетия жизни.
Hosted by uCoz