Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1350 of 1766 
Next page End  

между физ. здоровьем и депрессией. Вопрос о том, вызывает ли физ. болезнь депрессию или, наоборот,
страдающие депрессией лица в большей степени предрасположены к развитию физической болезни, все
еще остается дискуссионным. В добавление к физ. болезни как связующему с депрессией звену, эти
авторы отмечают, что утрата соц. поддержки, вызванная потерей близких, выходом на пенсию или
переездом на новое место, способствует развитию депрессии, хотя связь депрессии с этими факторами
может и не быть столь же критической, как с физ. болезнью, особенно когда чел. имеет возможность
поддерживать с кем-либо доверительные отношения.
Зальцман и Гутфройнд обнаружили, что депрессия может вызывать уменьшение объема
внимания, увеличение ошибок пропуска сигнала, ухудшение воспроизведения по памяти свежей
информ., сокращение доступа к приятным воспоминаниям, сопровождаемое облегчением доступа к
печальным воспоминаниям, снижение способности организовывать информ. и обращение к менее
эффективным стратегиям запоминания.
Скогин и Байниас сообщают, что тренировка памяти, по всей вероятности, дает
кратковременные положительные эффекты. Они оценили результаты тренировки памяти у 27
участников специальной программы для лиц преклонного возраста, сравнивая их с контрольной
группой из 13 человек, не проходивших тренинга памяти, через 3 года после завершения программы.
Они не обнаружили различий в числе жалоб на память между этими двумя группами, хотя 3 года назад
участники тренинга памяти жаловались на память больше, чем члены контрольной группы.
В более позднем исследовании Флинн и Сторандт сравнивали несколько групп 60—80-летних
участников программы тренировки памяти. В двух группах тренировка памяти велась индивидуально
каждым участником по специально составленному руководству для самообучения, однако если члены
одной группы тем и ограничивались, члены второй посещали еще и групповые дискуссии по проблемам
пожилых людей и использованию методов совладания (coping methods). Третья группа служила в
качестве контрольной (состоящей из лиц, записавшихся в программу и ожидающих своей очереди).
Сравнение показало, что члены группы, посещавшей дополнительные групповые дискуссии, улучшили
показатели своей памяти, тогда как участникам программы, занимающимся только самостоятельной
тренировкой памяти, не удалось этого сделать.
Существует обширная литература, в к-рой отмечается гораздо большая уязвимость пожилых
людей к депрессии по сравнению с более молодыми, и, в действительности, процент страдающих
депрессией среди пожилых значительно выше, чем среди относительно молодых взрослых.
Можно сделать достаточно правдоподобный вывод, что память претерпевает изменения по мере
старения, особенно когда люди достигают старческого возраста (более 80 лет). Не менее
правдоподобным будет вывод о том, что депрессия оказывает воздействие на память, объем и
концентрацию внимания, однако вызываемые ею эффекты зависят от критериев определения объема
внимания и общего качества интеллектуальных и когнитивных процессов индивидуума. Кроме того,
такие факторы, как физ. здоровье, соц. поддержка и общая удовлетворенность жизнью, тоже
сказываются на психол. и когнитивном функционировании. В заключение следует признать, что еще
окончательно не установлена эффективность специальных программ тренировки памяти для
нормальных лиц старческого возраста, жалующихся на свою память.
См. также Гериатрическая психология, Геронтология, Депрессия, Когнитивная сложность,
Расстройства памяти
Н. Эбелис
Статистика в психологии (statistics in psychology)
Первое применение С. в психологии часто связывают с именем сэра Фрэнсиса Гальтона. В
психологии под «статистикой» понимается применение количественных мер и методов для описания и
анализа результатов психол. исслед. Психологии как науке С. необходима. Регистрация, описание и
анализ количественных данных позволяют проводить обоснованные сравнения, опирающиеся на
объективные критерии. Применяемая в психологии С. обычно состоит из двух разделов: описательной
(дескриптивной) статистики и теории статистического вывода.
Описательная статистика.
Описательная С. включает в себя методы орг-ции, суммирования и описания данных.
Дескриптивные показатели позволяют быстро и эффективно представлять большие совокупности
данных. К наиболее часто используемым описательным методам относятся частотные распределения,
меры центральной тенденции и меры относительного положения. Регрессия и корреляции применяются
Hosted by uCoz