Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1366 of 1766 
Next page End  

сердечного ритмов — нечто сходное имеет место в позе оцепенения, наблюдаемой у животных.
Уильям Джемс и Карл Ланге независимо друг от друга пришли к выводу о том, что
переживаемое соматическое состояние и есть эмоция: короче, мы боимся, потому что дрожим.
Начиная с середины 1950-х г. когнитивные психологи бросили вызов этой теории Джемса-Ланге,
продемонстрировав, что уже сами мысли могут вызывать такие же физиолог. изменения, к-рые можно
наблюдать в реальной ситуации опасности.
Замешательство и потеря контроля, происходящие в тех случаях, когда индивидуум не знает,
как предотвратить угрозу жизни, могут приводить к переживанию чувства страха.
Идея о том, что С. приобретается, не нова, но это ничуть не умаляет ее популярности. В начале
XX столетия Джон Б. Уотсон экспериментально продемонстрировал условно-рефлекторные или
приобретенные аспекты страха, т. е. нейтральный или даже предпочитаемый прежде объект стал
вызывать реакцию страха после того, как он сочетался с вызывающим страх БР. Несмотря на то что
подобное научение, по-видимому, в большей степени характеризует фобические реакции, нетрудно
обнаружить присутствие сходных ассоц. и в самом С. Вопросы о том, яв-ся ли страх смерти
естественной (природной) силой, обеспечивающей сохранение и воспроизводство вида, или это
искусственное образование, обусловленное материнскими аттитюдами, воспринимаемой
защищенностью либо неким иррациональным представлением о важности жизни каждого чел. в об-ве,
еще долгое время будут служить предметом для дискуссий. Вероятно, представляется более важным
обсуждение вопроса полезности (utility), нежели врожденности (innateness) С. смерти.
Наиболее очевидная польза С. смерти заключается в избегании ситуаций, представляющих
угрозу для жизни. Вместе с тем, в обществе почитаются те, кто противостоит опасным ситуациям и
пытается спасти других. Героические поступки — это, прежде всего, рефлекс на ужас смерти.
Христианство также использует С. смерти как средство побуждения к принятию обязательств вести
праведную земную жизнь с обещанием за это повторного возрождения, по образу восставшего из
могилы Христа, и обретения спасения и вечной жизни.
См. также Страхи детей, Страхи людей на разных этапах жизни, Тревога, Эмоции
Д. Ф. Фишер
Страхи детей (children's fears)
Поскольку страх — это эмоциональная реакция на воспринимаемую угрозу, он обеспечивает
защитный механизм выживания, предупреждая чел. или животное об опасности. Слабые или умеренные
реакции страха считаются нормальными и адаптивными, побуждающими к осторожности в
действительно опасных ситуациях. Однако страхи могут быть дезадаптивными в тех случаях, когда они
становятся сильными и устойчивыми, тревожат ребенка в отсутствие потенциальной опасности и
мешают нормальному выполнению физических, соц. и интеллектуальных функций.
Психологи обычно различают два вида страхов: а) фобию (phobia)
сильный и, до некоторой
степени, иррациональный страх, непосредственно связанный со специфическими предметами,
событиями или ситуациями; б) тревогу (anxiety)
смутное чувство беспокойства, опасения или
обреченности, имеющее неопределенный или неспецифический источник. Хотя мы не в состоянии
точно предсказать, какие именно страхи разовьются у конкретного ребенка и насколько они будут
сильными, все же можно сделать ряд обобщений относительно факторов пола и возраста в их развитии.
Половые и возрастные различия. Исследователи многократно подтверждали тот факт, что
девочки сообщают о большем количестве страхов, чем мальчики. Однако на основании этих исслед. мы
не можем сказать, обусловлено ли это половое различие более высокой врожденной
предрасположенностью девочек к такой реакции, как страх, или же действием др. факторов, таких как
влияния половой роли.
В ряде исслед. были установлены связанные с возрастом изменения в типе страхов, о к-рых
сообщают дети. Аналитический обзор данных, касающихся этой возрастной тенденции, показывает, что
по мере взросления детей их страхи, в целом, становятся а) более абстрактными и б) в большей мере
антиципаторными, чем связанными с непосредственными происшествиями. Напр., по сравнению с
младшими, старшие дети, в целом, меньше боятся животных, но их больше пугает школа и соц.
отношения.
Младенчество и стадия овладения ходьбой. Нормальные дети с рождения обладают реакциями
вздрагивания или испуга в ответ на болевой раздражитель, потерю физ. опоры и внезапные громкие
звуки и вспышки света. Два общих страха младенцев и начавших ходить детей — это боязнь
Hosted by uCoz