Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1372 of 1766 
Next page End  

теории научения заключается в том, чтобы идентифицировать тот исходный уровень компетентности,
который составляет основу данной проблемной области, и репрезентировать его через ограниченный
набор правил. Эти правила должны быть представлены достаточно детально, с тем чтобы все их
специфические компоненты непосредственно контактировали с предполагаемым минимумом
способностей (всех) учеников в целевой популяции.
С целью идентификации (generating)
такой компетентности в структурных исслед. научения
используется общий метод анализа, получивший название структурного анализа (structural analysis).
Данная теория говорит нам, каким образом при помощи конечной процедуры тестирования можно
установить, какие части каких правил отдельные ученики знают, а какие не знают. В этой теории
представлен целый ряд важных, но порой весьма тонких взаимосвязей между содержанием,
познавательной способностью и индивидуальными различиями.
В завершение следует отметить, что переключаемый целью контроль (goal-switching control) не
только получил строгую и прямую эмпирическую поддержку, но также может служить в качестве
практически полезной основы для идентификации того, что должно выучиваться в учебных ситуациях.
См. также Теории научения
Дж. М. Скэндьюэ
Стэнфордский тест достижений (Stanford achievement test)
С. т. д. — групповая батарея тестов достижений, предназначенная для измерения у учащихся
начальной и средней общеобразовательной школ США базисных уровней овладения чтением,
математикой, родным языком, естественными и соц. науками, а также навыками слушания. Седьмая
редакция батареи С. т. д. рассчитана применение в диапазоне от детского сада до XIII класса и содержит
10 уровней с более чем 170 субтестами и 7000 заданий.
Последовательные редакции С. т. д. отражают как историю изменений акцентов в учебных
программах школ США, так и развитие методологии измерений в сфере образования. Ряд нововведений
в процессе систематического пересмотра этой батареи облегчил интерпретацию сильных и слабых
сторон тестируемых с учетом взаимосвязей между субтестами. В редакции 1940 г. впервые была
использована машинная обработка результатов тестирования, в последующих редакциях появлялись
различные технологические нововведения в шкалировании, нормировании и организации выборок.
Интерпретация С. т. д. в типичных случаях основывается на производных показателях
(эквивалентные классы, процентильные ранги и станайны), получаемых относительно национальных
статистических норм. В седьмую редакцию помимо них также включены критериально-
ориентированные тестовые интерпретации в отношении содержания тестовых кластеров.
См. также Учебные потоки (разбиение учеников на группы по академическим способностям),
Тесты учебных достижений, Психометрика, Школьное обучение
Г. Робертсон
Сублимация (sublimation)
Теория Фрейда утверждает, что за действиями и поступками всех людей стоят мощные
врожденные сексуальные и разрушительные инстинкты (влечения), включ. инцест и убийство.
Поскольку общество не может допустить таких угроз своему существованию, оно неизбежно входит в
конфликт с индивидуумом. В начальной стадии этот конфликт принимает форму конфликта между
ребенком и первыми представителями об-ва, с к-рыми он встречается, — его родителями. В
дальнейшем социализирующие требования и запреты, налагаемые родителями, интернализуются
ребенком, приводя к интрапсихическим конфликтам. Согласно Фрейду, психич. здоровье состоит в
разрешении этих конфликтов путем отведения побуждений чел. от врожденных запретных желаний и
направления их в русло более социально приемлемых форм поведения (т. е. их сублимации). Однако эта
заместительная активность никогда не дает такого удовлетворения, какое могла бы дать прямая
активность. Чел. остается с остатком неудовлетворенного желания, составляющим ту цену, к-рую ему
приходится платить за жизнь (и привилегии, к-рыми он пользуется) в цивилизованном об-ве.
Альтернативное определение С. состояло в том, что это бессознательное замещение одного
поведения другим, поскольку это поведение представлялось не только более удовлетворяющим, но и
более опасным. Эта концепция подразумевает, что С. не всегда несет чел. здоровье и выгоды, поскольку
может лишать его максимально возможного удовлетворения, когда сильная (но иррациональная)
Hosted by uCoz