Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1374 of 1766 
Next page End  

множество таких программ, а также отмечается тенденция включать в программы психол. аспирантур
курсы правового содержания.
Появился тж целый ряд профессиональных орг-ций. К ним относятся Американская ассоциация
коррекционной психологии (American Association of Correctional Psychology) и Американское общество
психологии и права (American Psychology-Law Society). В 1980 г. члены Американской психологической
ассоциации (American Psychological Association, АРА) одобрили создание отделения психологии и права
(Division of Psychology and Law)
(Отделение 41). АРА также учредила Комиссию по правовым
проблемам (Committee on Legal Issues, COLI). В 1978 г. была учреждена Американская коллегия
судебной психологии (American Board of Forensic Psychology). Ее целью яв-ся аттестация
квалифицированных специалистов и продвижение судебной психологии как самостоятельной законной
дисциплины.
Другим свидетельством развития яв-ся публикация журналов и книг в данной области. Наряду с
основными журналами, Law and Human Behavior («Право и человеческое поведение») и Criminal Justice
and Behavior («Уголовное судопроизводство и поведение»), существует множество др. журналов, тж
публикующих соответствующие статьи. Среди книг, рассматривающих состояние дел в этой области,
можно назвать New directions in psycholegal research («Новые направления в психолого-юридических
исследованиях») Липситта и Сейлса, The role of the forensic psychologist («Роль судебного психолога»)
Дж. Кука и Law and psychological practice («Закон и психологическая практика») Швитцгебел и
Швитцгебел.
Специфические вопросы, адресуемые судебным психологам. Основные вопросы, на к-рые
приходится отвечать психологу в большинстве судебных дел, можно разделить на три категории: а)
вопросы диагностического характера, касающиеся личностной динамики, наличия психоза или
органической психопатологии, доказательств симуляции и т. д.; б) вопросы, требующие перехода от
уровня диагностики к вынесению экспертных заключений, касающихся специфических правовых
вопросов, правоспособности отвечать перед судом, связи психол. расстройства с аварией, соблюдения
интересов ребенка и т. д.; в) вопросы, касающиеся решений по делу — необходимости направления на
лечение и прогноза его результатов, возможности опасного поведения в будущем и т. д. Для ответа на
такие вопросы судебному психологу недостаточно лишь традиционных диагностических умений, ему
также необходимо владение специальными оценочными процедурами и знание рассматриваемого
судебного дела. Кроме того, ему придется столкнуться с важными проблемами, касающимися
конфиденциальности, к-рые будут изменяться от ситуации к ситуации.
Прежде чем приступать к оценке, психолог должен также проработать с адвокатами круг
вопросов, к-рые перед ним ставятся, и помочь им понять, что психол. оценка может дать и чего она дать
не может. Адвокат должен тж понимать, что психолог получает свой гонорар только за оценку и что он
не несет обязательств свидетельствовать в интересах клиента. Будут предоставляться такие
свидетельские показания или нет, зависит от результатов проведенной оценки.
Психологу также необходимо ознакомиться с «судебной историей» (forensic history), к-рая яв-ся
более обширной, чем обычная биография, и зачастую включает такую информ., как клинические
записи, полицейские отчеты и свидетельские показания. На эти источники информ. впоследствии
надлежит ссылаться при составлении заключения по результатам оценки.
Свидетельствование в суде. В отдельных случаях заключение судебного психолога может быть
принято без его появления в суде. Однако нередко психолог может быть вызван в суд для дачи
показаний. Дача показаний может оказаться травмирующим опытом; ключевым фактором,
позволяющим свести трудности к минимуму, яв-ся тщательная предварительная подготовка. Такая
подготовка осуществляется на нескольких уровнях. Первый уровень предполагает тщательное изучение
соответствующего закона, используемых тестов и полученных результатов. Психолог также должен
уметь излагать данные тестов без злоупотребления профессиональным жаргоном, иллюстрируя свои
утверждения соответствующими примерами поведения. Второй уровень подготовки представляет собой
встречу с адвокатом. Судебный психолог должен строго следовать этическим принципам и сохранять
личную честность. Однако, психолог также несет ответственность за представление результатов
максимально эффективным образом. От адвоката, напротив, требуется содействие интересам клиента.
Адвокатов учат никогда не задавать свидетелю вопрос, на к-рый адвокат уже заранее не знал бы ответа.
Подготовка, следовательно, включает согласование между психологом и адвокатом порядка, в котором
будут оглашаться результаты тестирования, и того, какие вопросы будут задаваться и каковы на них
будут ответы психолога. Полезно также рассмотреть вопросы, к-рые могут задаваться психологу в ходе
перекрестного допроса, чтобы наметить на них возможные ответы.
Hosted by uCoz