Navigation bar
  Print document Start Previous page
 138 of 1766 
Next page End  

Функционирование подобной сущности вовсе не обязательно должно подчиняться тем же законам,
которым подчиняется функционирование материи.
Поскольку душа — нематериальная и нефизическая сущность, невозможно подтвердить ее
существование и изучать, опираясь на данные органов чувств. Эта особенность души и создает
проблему «душа—тело» для тех, кто изучает поведение человека эмпирическими методами.
Известны 3 принципиально разных подхода к определению понятия «душа» (mind), нацеленных
на разрешение этой дилеммы. Первый подход представлен крайним редукционизмом. С этой точки
зрения, душа per se не существует: это всего лишь некий символ или ярлык для обозначения
специфического уровня биолог. активности.
Второй подход представлен попытками некоторым образом соотнести качественно различные
душу и тело, добывая знания о душе из эмпирических знаний о теле. Все варианты этого подхода
оставляют психолога перед проблемой разработки средств, позволяющих соотнести внутреннюю, не
доступную органам чувств, активность души (разума) с непосредственно наблюдаемой активностью
тела.
Третий подход, хотя и имеет в некоторых отношениях сходство с редукционизмом, не является
таким упрощенческим. В этой перспективе ни душа, ни тело не рассматриваются как независимые
сущности. Человек — это единство души и тела, и как не существует тела без души, так не существует
и души без тела. Подобные воззрения получили название параллелизма, или теории «двух аспектов». В
данном случае решающее значение имеет, по-видимому, то, будет ли конкретное определение аспекта
души лучше всего подходить для изучения методом рационализма, методом эмпиризма или их
некоторым сочетанием. Таким образом, необходимость интерпретировать психол. и поведенческие
данные в терминах их коррелятов, подчиняющихся законам физики и биологии (в противоположность
независимым законам функционирования души), будет зависеть от природы души и ее связи, если
таковая вообще существует, с телом.
См. также Философские проблемы в психологии
М. Ройдер
Воспитание родителей (parent education)
Под В. р. подразумевают систематическую программу обучения, предназначенную для усвоения
информ., аттитюдов и умений, способствующих успешному выполнению роли родителей. В
большинстве случаев эти программы проводятся с группами родителей и обычно состоят из
еженедельных встреч продолжительностью в неск. часов, происходящих в течение 4-12 недель.
Миллер и Свонсон проследили постепенную трансформацию аттитюдов к выполнению
родительской роли, начиная с представления XVIII в. об «абсолютном подчинении воли ребенка» до
послевоенной эпохи XX в., когда детям стало предоставляться больше свободы. Однако это
сопровождалось ростом осознания того, что такая свобода должна подвергаться ограничениям, чтобы
ребенок учился принимать во внимание потребности др.
Дрейкурс объяснял эти тенденции резким изменением аттитюдов, касающихся челов.
отношений, — от авторитарных к демократическим. В демократической системе все люди, в том числе
и дети, рассматриваются как обладающие потребностью в признании их чувства собственного
достоинства и уважении со стороны др. Поэтому битье и др. формы унижающих достоинство наказаний
все больше утрачивают свою роль в качестве эффективных методов воспитания ребенка.
Различные подходы
Существует множество систем В. р., и эти системы имеют между собой много общего. Это
привело к возникновению ряда «комплексных» программ, к-рые сочетают в себе элементы из двух или
более оригинальных систем.
Дрейкурс опирался на идеи А. Адлера при разраб. подхода к семейным взаимоотношениям, осн.
на взаимном уважении. Родители должны способствовать возникновению у детей ощущения духовной
принадлежности и чувства собственной значимости. По его мнению, это достигается верой родителей в
способность детей учиться на своих собственных ошибках и предоставлением возможности вносить
свой вклад в функционирование семьи. Он называет это ободрением. Вдобавок Дрейкурс
пропагандирует замену наказания, к-рое унижает достоинство детей и заставляет их «плохо» себя
чувствовать, последствиями, в к-рых обозначены четкие границы неприемлемого поведения,
отрицающего уважение к др. Он рассматривал плохое поведение детей как признак обескураженности,
к-рая выливается в попытки обрести принадлежность через неуместное поведение, имеющее целью
Hosted by uCoz