Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1384 of 1766 
Next page End  

количество проблем.
Эти исслед. продемонстрировали, что эмоциональная привязанность не зависит от
вскармливания, но определяется тактильным комфортом. Будучи напуганными, обезьянки бежали к
плюшевым суррогатам, а не к проволочному заменителю.
См. также Девиантное созревание, Материнская депривация
С. Д. Шерритс
_Т_
Табу (taboos)
Слово Т. происходит от полинезийского слова, имеющего значение «запрещенный» или
«опасный» (гавайское: kapu).
В словоупотреблении на Западе этот термин стал обозначать что-либо
запретное, напр., «табуированный предмет». Одной из таких запретных тем является инцест. В
викторианской Англии и Америке были запрещены любые упоминания о сексе — но это не
препятствовало незаконной сексуальной активности.
Упоминание о смерти в той или иной степени запрещено почти во всех об-вах. В некоторых
случаях, упоминание об умерших людях надлежит сопровождать определенным «ограждающим
действием» (insulating act), вроде восклицания «Господи, помилуй его душу!» или осенений себя
крестом.
Расставание с жизнью по собственной воле — Т. в большинстве стран мира, невзирая на то, что в
некоторых об-вах оно яв-ся культурно санкционированным при специфических обстоятельствах. В зап.
культуре с неодобрением относятся даже к самим разговорам о самоубийстве. Профессиональные
психиатры мн. годы знали о суицидальных тенденциях своих пациентов, однако лишь недавно Т. на эту
тему было в достаточной мере сломлено, чтобы эти тенденции могли начать обсуждаться.
См. также Культурные различия
У. Э. Грегори
Таксономические системы (taxonomic systems)
Таксономия — это наука о классиф., то есть, распределении индивидуумов по группам в рамках
системы категорий, различающихся априорными характеристиками. В принципе, можно формировать
однородные группы объектов на основе оценки «сходств» или распределять объекты по взаимно
исключающим группам на основе оценки «различий».
Наука традиционно шла по пути классиф. и анализа. Важность классиф. достигает максимума,
когда область исслед. оказывается разнородной и аморфной, что яв-ся частым случаем в науках о
поведении. Определенные классы — это не просто символические обозначения; они связывают
содержание науки с реальным миром. Фактически, можно утверждать, что классиф. яв-ся естественным
когнитивным процессом интеграции, в к-ром содержание опыта связывается с реальным миром.
Классиф. яв-ся по сути временной и искусственной, априорной структурой, служащей
ограниченной цели. Подобно любому заменителю «реальной вещи», системы суррогатов сменяют друг
друга по мере изменения нашего представления о реальном мире.
Успешные системы прошлого, от классических таксономии Линнея и Менделеева до совр.
«стадий» Эрика Эриксона и генетической эпистемологии Жана Пиаже, явились продуктивными
эвристическими моделями, заложившими основу дальнейших исслед. Хотя классиф. неоспоримо играет
решающую роль в развитии науки, эта процедура отнюдь не лишена подводных камней. В связи с ее
использованием возникают множество заслуживающих внимания проблем.
Направляющая миссия научной классиф. — раскрытие непредвиденных взаимосвязей — может
завести в тупик, если рационально определяемые категории маскируют сложность явления путем
произвольного сведения существующего разнообразия к ограниченному кругу фиксированных
категорий.
Вторая проблема касается наиболее простой и наиболее часто используемой процедуры классиф.
дихотомизации. Очевидно, что тенденция раздваивать все аспекты челов. опыта характерна не
только для эпохи античности, но также имеет прочные корни в совр. мышлении.
Однако, оправданность подобного раздвоения челов. опыта выглядит сомнительной. Тяга к
Hosted by uCoz