Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1388 of 1766 
Next page End  

Фактически, если воспользоваться терминологией Аристотеля, редукционизм означает
переформулирование формальной и финальной причинности в материальную и действующую
причинность.
Телеологическое описание черпало примеры для подражания в континентальной философии.
Общим в них является оценка той роли, к-рую челов. способность к концептуализации (разум) играет в
понимании и создании опыта (реальности).
Можно утверждать, что психология как уникальная научная дисциплина началась с желания Г.
Т. Фехнера доказать, что люди на самом деле яв-ся телеологическими организмами. Его особые
психофизические методы (средней ошибки, постоянных раздражителей, и границ) и знаменитый закон
(Вебера — Фехнера) явились результатом усилий ученого, направленных на доказательство того, что
сознание (телеологический разум) обеспечивает внутреннее единство телесной системы
(нетелеологической «материи»). Однако для объяснения своих наблюдений он привлек не только
антропологическую телеологию, но и деизм, что оттолкнуло от него и коллег, и учеников.
Гельмгольц более чем кто-либо другой повлиял на направление ранних исследований в
психологии, ориентировав их на редукционизм. Он утверждал, что принцип постоянства (принцип
сохранения энергии) может быть с одинаковой законностью использован как для объяснения
«неодушевленных» и физ. явлений, так и для объяснения челов. поведения. Понятия массы, энергии,
силы и, следовательно, движения были знакомы ньютоновой физике, к-рая трактовала их с точки зрения
материальной/действующей причинности, что вело к механизации природы. Достойна восхищения одна
ист. параллель: в юности Зигмунд Фрейд испытал влияние Э. Брюкке, и последствия этого влияния
ощущаются в теории психоанализа, основанной на либидо, а именно в усилии, направленном на то,
чтобы «редуцировать» мысли до лежащих в их основе сил, исходя их принципа сохранения энергии.
Большинство психологов были сторонниками откровенно телеологического объяснения
поведения. Именно с ним ассоциируются такие имена, как Адлер и Юнг. Заметными усилиями,
направленными на придание описанию поведения телеологического «звучания», отмечены и
функциональная автономия Г. В. Олпорта, и предложенное Гарднером М¸рфи понятие канализации.
Классическим примером противопоставления телеологического и нетелеологического подходов яв-ся
дискуссия между Роджерсом и Скиннером относительно свободы и контроля, однако на самом деле
принципиальным вопросом в ней был вопрос о том, может ли чел. действовать «ради» внушенных себе
альтернатив (self-induced alternatives).
Не исключено, что в наши дни телеологическая философия переживает свое второе рождение.
Трудности, связанные с механистической концепцией подкрепления в обусловливании, заставили
многих психологов усомниться в том, что поведением можно манипулировать без ведома испытуемых,
особенно когда ими яв-ся люди, и без обдуманного, намеренного согласия, играющего важную роль.
В совр. психологии определенных успехов добилась так называемая «третья сила», название к-
рой отражает то, что она не придерживается ни бихевиористского, ни психоаналитического подходов.
Словосочетание «гуманистическая психология» оказалось практически зарезервированным за этой
«третьей силой». В этом смысле гуманистическую психологию можно рассматривать как одно из
направлений телеологической психологии, ставящее перед собой задачу изучения наиболее позитивных
аспектов челов. опыта. Этот подход равноценен телеологическому антропоцентризму (teleological
humanitarianism). Однако, телеологическое психол. описание в более широком смысле этого понятия
— точно так же приложимо к негативным и негуманным аспектам поведения. Люди не только могут
намеренно причинять зло и боль др. людям и порочить их, но и делают это. Важнейшая цель т. п.
заключается в том, чтобы так или иначе вернуть формальную/финальную причинность психол.
объяснениям высших или низших существ.
См. также Адлерианская психология, Экзистенциализм
Дж. Ф. Ричлак
Телефонное консультирование (telephone counseling)
Т. к. представляет собой особое вмешательство, исторически связанное с двумя событиями в
системе здравоохранения и охраны психич. здоровья. Первым было развертывание движения по
предупреждению суицидов. Вторым стало создание «горячих линий» по экстренному
консультированию в случае отравления опасными хим. веществами. Эти два вида Т. к. как послужили
прообразом многочисленных совр. служб, в том числе: а) «горячих линий» для специфических групп
населения, напр., тинэйджеров, престарелых или гомосексуалов; б) Т. к. как по специальным вопросам,
Hosted by uCoz