Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1394 of 1766 
Next page End  

этот пробел, некоторые теоретики высказывают предположения о существовании таких гипотетических
явлений, как привычки или процессы памяти, к-рые опосредуют наблюдаемую предпосылку и
последующие действия. Во-вторых, мы зачастую ведем себя различным образом в условиях, которые
внешне выглядят как одна и та же ситуация. В этих случаях, ненаблюдаемые состояния организма,
часто называемые мотивациями, привлекаются в качестве гипотетического объяснения для
наблюдаемых различий в поведении. Наконец, в-третьих, сложная эволюционная и индивидуальная
истории развития делают возможными появление высокоорганизованных реакций в отсутствие
наблюдаемых промежуточных, переходных форм поведения. В таких обстоятельствах, прежние
внешние условия, необходимые для возникновения навыка, и события, происходящие между
возникновением проблемы и появлением ответа на нее, оказываются недоступными наблюдению. В
условиях ограниченного знания о событиях, к-рые предшествуют наблюдаемому поведению, и
дефицита знаний о промежуточных физиолог. и нервных процессах, с целью объяснения поведения
привлекаются ненаблюдаемые (гипотетические) когнитивные процессы.
Вследствие этих трех обстоятельств, большинство Т. н. предполагают существование
ненаблюдаемых процессов — обычно называемых промежуточными переменными (intervening
variables), к-рые вклиниваются между наблюдаемыми событиями в окружении и поведенческими
проявлениями. Однако, эти теории расходятся между собой в том, что касается характера этих
промежуточных переменных. Хотя Т. н. рассматривают широкий круг вопросов, настоящее обсуждение
будет посвящено одной теме: природе подкрепления.
Экспериментальный анализ поведения
В эксперим. анализе поведения признаются две процедуры, при помощи к-рых может
вызываться изменение поведения: респондентное обусловливание и оперантное обусловливание. При
респондентном обусловливании (respondent conditioning)
чаще называемым в иных теорет.
контекстах классическим или павловским обусловливанием — за индифферентным раздражителем
регулярно следует другой раздражитель, который уже вызывает реакцию. В результате такой
последовательности событий, первый, ранее неэффективный, раздражитель начинает продуцировать
реакцию, к-рая может иметь сильное сходство с реакцией, вызываемой вторым раздражителем. Хотя
респондентное обусловливание играет важную роль в научении, в особенности эмоциональным
реакциям, научение большей частью связано с оперантным обусловливанием.
При оперантном обусловливании (operant conditioning)
за реакцией следует определенное
подкрепление (reinforcer). Реакция, от к-рой зависит (точнее, находится в условной зависимости) это
подкрепление, называется оперантом (operant), поскольку она воздействует (operates)
на окружение,
чтобы вызвать данное подкрепление. Считается, что оперантное обусловливание играет более важную
роль в челов. поведении, поскольку, путем постепенного видоизменения реакции, с к-рой связано
условной зависимостью подкрепление, можно вырабатывать новые и более сложные операнты. Этот
процесс называется формированием операнта (shaping operant).
В эксперим. анализе поведения, разработанном Б. Ф. Скиннером, подкрепление — это просто
раздражитель, к-рый при включении в систему связей, определяемых применением респондентной или
оперантной процедур, увеличивает вероятность формируемого поведения в последующем.
Скиннер изучил значение подкрепления для челов. поведения гораздо более систематическим
образом, чем любой др. теоретик. В своем анализе он попытался избежать введения к.-л. новых
процессов, недоступных наблюдению в условиях лабораторных экспериментов по научению животных.
Его объяснение сложного поведения опиралось на допущение о том, что зачастую недоступное полному
наблюдению и утонченное поведение людей подчиняется тем же самым принципам, что и полностью
наблюдаемые формы поведения.
Теории промежуточных переменных
Под давлением отмеченных выше трех проблем — памяти, мотивации и познания, большинство
создателей Т. н. дополнили скиннеровский эксперим. анализ средовых и поведенческих переменных
промежуточными переменными. Промежуточные переменные яв-ся теорет. конструктами, значение к-
рых определяется через их связи с разнообразными средовыми переменными, чьи общие эффекты они
призваны суммировать.
Теория ожидания Толмена. Торндайк, под влиянием предпосылки Дарвина о непрерывности
эволюции биолог. видов, начал переход к менее менталистской психологии. Джон Б. Уотсон завершил
его полным отказом от менталистских понятий. Действуя в русле нового мышления, Толмен заменил
прежние умозрительные менталистские понятия логически определяемыми промежуточными
переменными.
Hosted by uCoz