Navigation bar
  Print document Start Previous page
 140 of 1766 
Next page End  

системы отсчета. Согласно теории Дж. Дж. Гибсона, видимый размер объекта зависит от числа
заслоняемых им текстурных элементов: чем больше их число, тем больше видимый размер.
Две последние теории приводят доводы в пользу того, что проксимальный стимул содержит всю
необходимую информ. для восприятия размера, тогда как теория инвариантности отношения «размер —
расстояние» утверждает, что для восприятия размера необходимы дополнительные признаки.
Возможно, что все 3 теории хотя бы отчасти справедливы, поскольку мы можем использовать все 3
источника информ. в своих суждениях о В. р.
См. также Константность, Иллюзии
М. У. Мэтлин
Восприятие (перцепция) (perception)
Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной
информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. процессы, благодаря к-рым это
совершается.
Классическая теория
Представление о том, что все наши мысли и впечатления составляются из конечного множества
сенсорных «идей», последовательно развивалось английскими философами (эмпириками и
ассоцианистами) от Гоббса, Локка и Беркли до Джеймса Милля и Джона Стюарта Милля. Научное
изучение восприятия началось в рамках физиологической психологии с попыток Иоганнеса Мюллера в
1838 году разделить сенсорный опыт на такие модальности, как зрение, осязание и обоняние. При более
глубоком анализе оказывается, что с виду целостный — «без единого шва» — мир, каким он дан в В.,
собран из фрагментов поступающего по отдельным каналам опыта, каждый из к-рых находится в
полной зависимости от действия специфических, поддающихся идентификации частей сенсорного
отдела НС, и потому лишь косвенно отражает состояние актуального физ. мира.
Герман фон Гельмгольц предпринял попытку подразделить сами эти сенсорные модальности на
элементарные ощущения, каждое из к-рых отражает воздействие, в норме являющееся результатом
раздражения физ. энергией определенного вида специфических рецепторных (нервных) клеток,
приспособившихся в процессе эволюции реагировать только на «специфическую энергию» (термин И.
Мюллера). Примерно в то же время Г. Т. Фехнер разраб. психофизические методы для измерения
воздействия на чувственный опыт едва заметных различий в стимуляции, предусматривающие
гармоничное сочетание психол. и физиолог. инструментов в исслед. сенсорики.
Исслед. сенсорной сферы, направляемые этими и др., конкурирующими, теориями,
продолжаются в неск. научных областях. Однако главным критерием психол. значимости таких исслед.
сенсорики служит то, насколько хорошо они объясняют свойства воспринимаемого мира. Во всем, что
упоминалось до настоящего момента, обойдены молчанием самые важные свойства вещей и событий —
форма, светлота, удаленность, движение, мелодический строй, тембр голоса и смысл высказываний.
Согласно классической теории, об этих существенных свойствах мира мы узнаем не из зрительных и
слуховых ощущений, а из сложных перцептивных образов, складывающихся в рез-те научения.
Этим определяется первый этап и направление исслед. перцепции, среди к-рых наиболее
показательными являются исслед. зрительного восприятия пространства.
Восприятие пространства. В. третьего измерения ставит перед философами, физиологами и
психологами особую проблему, так как попадающего в глаз двумерного светового потока явно
недостаточно для однозначного определения трех измерений. Впрочем, различные естественные среды
порождают характерные двумерные паттерны, к-рые имеют тенденцию связываться с разной близостью
и удаленностью, и потому предлагают нашему вниманию признаки третьего измерения. Одна старая и
прочная теория утверждает, что В. глубины опирается на такие признаки. Поскольку пользование этими
признаками не требует никаких сознательных умозаключений, их называют признаками глубины,
предполагающими скорее непосредственную психол. реакцию, чем ответ на основе сознательного
логического вывода.
В ранних версиях классической теории В. предполагалось, что В. глубины достигается благодаря
приобретаемым (с опытом) связям между такими визуальными признаками и мнемическими следами
мышечных и осязательных ощущений. Однако Торндайк доказал, что нек-рые виды животных могут
адекватно реагировать на визуальные признаки глубины, вообще не имея соответствующего
зрительного опыта, — вывод, подтвержденный и развитый в исслед. Э. Дж. Гибсон и Р. Уолка. Т. о., в
добавление к предполагаемым классической теорией основным ощущениям цвета и оттенков (серого)
Hosted by uCoz