Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1401 of 1766 
Next page End  

проконсультироваться со знатоком своего дела, напр., с мореплавателем.
См. также Мифы, Сновидения
У. Б. Уэбб
Теории социального научения (social learning theories)
Теории личности в перспективе соц. научения — это прежде всего теории
научения. В начале
своего становления Т. с. н. придавала крайне важное значение идеям подкрепления, однако совр. Т. с. н.
приобрела явно выраженный когнитивный характер. Важность подкрепления была учтена в понятиях,
описывающих мыслящего и познающего чел., к-рый обладает ожиданиями и представлениями (beliefs).
Т. о., корни совр. Т. с. н. можно проследить до взглядов таких теоретиков, как Курт Левин и Эдвард
Толмен. Что касается соц. и межличностного аспектов этой теории, работы Джорджа Герберта Мида и
Гарри Стэка Салливана, вероятно, также следует упомянуть.
В настоящее время к числу наиболее влиятельных теоретиков соц. научения относят Джулиана
Роттера, Альберта Бандуру и Уолтера Мишела. Однако, соц. бихевиоризм Артура Стаатса обладает
некоторыми примечательными чертами сходства с трудами Бандуры. В число теоретиков соц. научения
иногда включают даже Ганса Айзенка и Джозефа Вольпе из-за характера их методов терапии,
вытекающих из модели научения.
Теория социального научения Роттера
Теорию Роттера отличает несколько важных особенностей. Во-первых, Роттер принимает т. зр.
на теорию как конструкт. Это означает, что его интересует не воссоздание действительности
посредством теории, а развитие системы понятий, к-рые бы обладали предсказуемостной полезностью.
Во-вторых, он уделяет большое внимание языку описания. Это выразилось в поиске таких
формулировок понятий, к-рые были бы свободны от неопределенности и двусмысленности. В-третьих,
он прикладывает много усилий, чтобы использовать операциональные определения, к-рые
устанавливают реальные измерительные операции для каждого понятия.
Выбор Роттером термина «социальное научение» не случаен. Он считает, что большая часть
челов. поведения приобретается или выучивается. Что еще важнее, это происходит в значимой для
человека среде, изобилующей соц. взаимодействиями с др. людьми.
Главная особенность этой теории заключается в том, что она задействует два типа переменных:
мотивационную (подкрепление) и когнитивную (ожидание). Ее также отличает использование
эмпирического закона эффекта. Подкреплением считается все, что вызывает движение к или от цели.
Наконец, эта теория придает первостепенное значение исполнению, а не приобретению
поведения.
Основные понятия. Теория Роттера требует четырех понятий или переменных для предсказания
поведения индивидуума. Прежде всего, это поведенческий потенциал (behavioral potential, ВР). Эта
переменная характеризует потенциал любого рассматриваемого поведения, возникающего в конкретной
ситуации в связи с преследованием определенного подкрепления или набора подкреплений. В данном
случае поведение определяется широко и включает двигательные акты, когнитивную активность,
вербализации, эмоциональные реакции и т. д.
Вторая важная переменная — ожидание (expectancy, Е). Это оценка индивидуумом вероятности
того, что определенное подкрепление появится в результате специфического поведения, реализуемого в
конкретной ситуации. Ожидания субъективны и не обязательно совпадают с актуарной вероятностью,
рассчитываемой объективным способом на основе предыдущего подкрепления. Перцепции
индивидуума играют здесь решающую роль.
Третьим важным понятием яв-ся ценность подкрепления (reinforcement value, RV). Она
определяется как степень предпочтения, отдаваемого индивидуумом каждому из подкреплений при
гипотетически равных возможностях их появления.
Наконец, сама психол. ситуация, в соответствии с соц. теорией научения, служит важным
прогнозирующим фактором. Для точного предсказания поведения в какой-либо ситуации необходимо
понять психол. значение данной ситуации в плане ее влияния как на ценность подкреплений, так и на
ожидания.
Ожидания в области решения проблем. В последние годы большое количество исслед. было
посвящено обобщенным ожиданиям в области решения проблем (problem-solving generalized
expectancies). Эти когнитивные переменные сродни аттитюдам, убеждениям или психич. установкам
(mental sets) в отношении того, как надлежит истолковывать проблемные ситуации, чтобы облегчить их
Hosted by uCoz