Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1404 of 1766 
Next page End  

До начала 1950-х гг. понятие алгоритма считалось исключительно математическим. Термин
«алгоритм» обычно означает точное, однозначное и, как правило, исчерпывающее предписание к
выполнению, в каждом конкретном случае, определенной последовательности относительно
элементарных операций, приводящей к решению любой задачи, относящейся к некоторому классу или
типу.
ТАЭП показала, каким образом можно: а) идентифицировать квазиалгоритмические процессы
(сходные с алгоритмическими процессами в математике) в др. областях, помимо математики; б)
разрабатывать алгоритмы для решения этих нематематических задач и обучать таким алгоритмам; в)
находить алгоритмы для мн. типов задач, к-рые никогда не считались алгоритмическими по своему
характеру и для к-рых алгоритмы ранее не были известны или не использовались в процессе обучения;
г) придать большую конкретность многим из слишком общих и неопределенных эвристик, к-рые были
известны и по случаю использовались в обучении, посредством разработки более специфических
эвристик и эвристических предписаний; д) систематически обучать этим более специфическим
эвристикам уч-ся, тем самым развивая у них способности к эффективному решению неалгоритмических
задач; е) открывать эвристики, к-рые прежде не были известны, и обучать им учащихся; ж) опираясь на
знание алго-эвристических процессов, конструировать учебные материалы и методологию обучения
нового типа, нацеленные на эксплицитное и систематическое формирование таких процессов у уч-ся; з)
развивать у уч-ся общие алгоритмические и неалгоритмические способы мышления и связанные с ними
когнитивные умения и способности, лежащие в основе интеллекта; и) значительно увеличивать общую
эффективность и продуктивность выполнения, научения и обучения.
В плане ее приложений, основной целью ТАЭП яв-ся разработка процессов обучения,
способствующих формированию искусных исполнителей (performers), учеников и лиц, принимающих
решения (decision makers), в любой из областей, где возникают такого рода задачи.
См. также Когнитивная сложность, Теория обработки информации
Л. Н. Ланда
Теория аттитюдов (attitude theory)
Позитивные и негативные аттитюды свойственны людям всех возрастов и любых культур. Эта
вездесущность аттитюдов на протяжении многих лет привлекала к себе внимание теоретиков в области
соц. наук.
С момента своего возникновения в начале этого столетия соц. психология обратилась к
изучению аттитюдов. Этот термин охватывает широкое разнообразие психол. и поведенческих
предрасположенностей. Люди могут обладать аттитюдом ожидания (expectant attitude)
(напр., бегун,
ожидающий выстрела стартового пистолета), аттитюдом недовольства (disgruntled attitude)
(как в
случае, когда отвергаются наши просьбы о повышении зарплаты), аттитюдом сотрудничества
(cooperative attitude) (когда нас просят о помощи), или авторитарным аттитюдом (authoritarian attitude)
(относительно межгрупповых и межличностных отношений).
Первоначальные усилия теоретиков направлялись, гл. обр., на разработку категориальных
принципов, на основе к-рых можно было бы классифицировать различные аттитюды. Для различения
между основными «типами» аттитюдов предлагались многочисленные дихотомии, в том числе
«психические/физические», «произвольные/непроизвольные» и «осознанные/неосознанные».
Дискуссии в отношении понятия аттитюда на всем протяжении 1930-х гг. велись преимущественно
вокруг таких разграничений.
Это разнообразие в употреблениях термина «аттитюд» и эти категориальные различия до сих пор
обнаруживают себя в дискуссиях об аттитюдах среди непрофессионалов. Однако, начиная с 1930-х гг.,
профессиональное употребление этого понятия приобрело более очерченные рамки. Понятие аттитюда
отличается от др. предрасположенностей, таких как ситуационно-специфические ожидания (напр.,
установки), личностные характеристики (напр., авторитаризм), черты (напр., склонность к
сотрудничеству) или настроения (напр., чувство счастья).
Концептуальные свойства аттитюда. Наиболее заметной отличительной особенностью
аттитюда яв-ся его оценочный характер, предрасположенность позитивно или негативно реагировать в
направлении объекта. Т. о., аттитюды можно расположить на оценочном континууме от очень
благоприятных до крайне неблагоприятных.
В теории предпринимаются попытки связать этот гипотетический конструкт с наблюдаемыми
переменными. Теоретики предполагают, что аттитюды приобретаются в процессе жизненного опыта.
Hosted by uCoz