Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1407 of 1766 
Next page End  

появления таких систематических ошибок в ответах использовались, в основном, для
усовершенствования соответствующих методов исследования, применяемых для проверки
предсказаний в отношении предпосылок возникновения аттитюдов.
Большая работа была проделана, чтобы узнать, каким образом аттитюды влияют на поведение. К
важным факторам относится то, сформировался ли аттитюд на основе непосредственного опыта
взаимодействия с объектом, и насколько актуален аттитюд в момент осуществляемого поведения.
Некоторые специалисты утверждают, что общий аттитюд лишь минимально соотносится со
специфическими действиями. Более важным яв-ся аттитюд к самому действию, поскольку такой
аттитюд включает в себя чувства в отношении к объекту, типу поведения и актуальному соц. контексту,
в к-ром возникает данное поведение.
Когда под этим гипотетическим конструктом подразумевается больше, чем просто оценочная
тенденция (в частности, при подходах: аттитюд как «набор убеждений» и «набор мотивов»),
концептуальную основу для изучения последствий дополняют др. свойства аттитюдов. Напр.,
внутренне согласованные аттитюды оказывают более сильное воздействие на поведение, чем
несогласованные аттитюды. Организованные наборы убеждений должны обладать теми же эффектами,
что и когнитивная схема. Считается, что эго-вовлекающие (ego-involved) аттитюды (т. е. те, к-рые тесно
связаны с центральными ценностями личности) сильнее влияют на реакции, чем менее релевантные
личности аттитюды.
Природа некоторых аттитюдных феноменов до сих пор остается не раскрытой исследователями.
Мы почти ничего не знаем о том внезапном и сильном эмоциональном возбуждении, к-рое иногда
могут вызывать аттитюды. Нам мало что известно о том, каким образом аттитюды направляют людей
на принесение огромных личных жертв во имя своей любви и идеалов. Нам мало что известно о тех
масштабных драматических переворотах, к-рые иногда происходят в аттитюде (как в случае
эмоциональной травмы, религиозного обращения и любви с первого взгляда). Несмотря на громадные
шаги в понимании аттитюдов, сделанные с начала XX столетия, эти и другие неразрешенные проблемы
свидетельствуют о том, что мы пока не имеем ответов на фундаментальные вопросы в этой области
исслед.
См. также Избирательное внимание, Измерение аттитюдов, Социальное познание
Т. Остром
Теория влияния (infection theory)
Т. в. — это взгляд, согласно к-рому теории в психологии обычно группируются вокруг какой-то
фундаментальной концепции, распространяемой профессионалами в центрах обучения и научных
исслед., особенно в аспирантуре престижных ун-тов, где профессор делится своими идеями со
способными студентами или коллегами по профессии. Перспективные студенты изучают эти идеи,
сохраняют им верность на протяжении всей своей карьеры, подтверждают и развивают их в эксперим.
исслед. Когда такие бывшие студенты начинают публиковаться, их наставники приобретают все более
широкую аудиторию и тем самым усиливают свои позиции. Когда их последователи приобретают
влияние, гипотезы их наставников начинают подвергаться аналитическим и обзорным публикациям,
поддерживаются изустно и словесно, и циркулируют в учебных аудиториях и за их пределами.
Одним из следствий эффекта влияния служит инбридинг идей. Вместо свободного и открытого
обмена теориями, гипотезы авторов с меньшими личными контактами имеют тенденцию замалчиваться.
См. также Социальное влияние
У. Саакян
Теория и терапия эго-состояний (ego-state theory and therapy)
Термин «эго-состояние» (ego-state) впервые был предложен Паулем Федерном, коллегой Фрейда,
и использовался в рамках нескольких психотерапевтических подходов, хотя и с различными
значениями. Совр. система терапии эго-состояний ведет свое происхождение гл. обр. от теории
личности и соответствующих ей терапевтических приемов, разработанных Джоном и Элен Уоткинсами.
Их теория гласит, что диссоциация, как и большинство др. психол. процессов, яв-ся не дискретным, а
непрерывным процессом. Результаты их работы подтверждают представление о том, что челов.
личность разделена на организованные системы поведения и опыта (когниции, перцепции, аффекты и
мотивации), к-рые частично отделены одна от другой в целях адаптации и защиты. Эти подсистемы и
Hosted by uCoz