Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1422 of 1766 
Next page End  

способ всегда полнее отражает действительность и лучше соответствует ей, нежели предыдущий.
Эпистемический субъект
Созданная Пиаже теория интеллектуального развития яв-ся теорией компетентности (competence
theory), а это значит, что ее объект идеальная личность, личность, к-рой, скорее всего, нет в природе,
а если она и существует, то ее логическое мышление неотличимо от логического мышления
ординарного индивидуума. Эта идеальная личность является эпистемическим субъектом, т. е. просто
носителем знаний, не имеющим никаких индивидуальных черт — ни личностных качеств, ни пола, ни
мотивов (иных, кроме тех, которые побуждают его к познанию) — и не принадлежащим к к.-л.
определенной национальности или культуре, и теория Пиаже посвящена именно ей. Хотя описание
компетентности ребенка в том, что касается логического решения задач, может ничего не сказать нам о
том, что ребенок станет делать, если проблемная ситуация действительно возникнет, оно говорит о том,
что ребенок в состоянии делать, если отсутствуют факторы, способные сделать его действия менее
отчетливыми. В своих поздних работах Пиаже писал о том, как именно ребенок решает реальные
проблемы, и о том, как его подходы, или стратегии, используют его компетентность. Хотя
эпистемический субъект всего лишь понимает и знает события, обычный чел. успешно справляется со
многими задачами, нередко даже не зная, что добился успеха. В действительности, разрыв между
успешным решением задачи и ее пониманием — типичное явление.
То, что знает эпистемический субъект, ограничено в конечном итоге теми истинами, которые
непреложны. Пиаже интересовало то, каким образом мы приходим к пониманию многих истин как
непреложных. Например, если А = В, а В = С, то утверждение, что А = С не просто истина, а
непреложная истина, и иначе быть не может. Второй пример: целое обязательно больше любой своей
части, и нам это либо известно, либо мы приходим к такому выводу, зная, что именно яв-ся целым, а
что — частью, а не на основании их измерения или эмпирического сравнения тем или иным способом.
По своей сути Т. П.
— это теория, объясняющая, каким образом мы конструируем истины, к-рые мы
считаем непреложными, т. е. истины, которые должны быть именно такими, какие они есть, и —
предположительно — не могут быть другими.
Клинический метод
Фактически во всех исслед. Пиаже ребенок изучается индивидуально, он манипулирует с
какими-нибудь предметами или устройствами, а его расспрашивают в свободной клинической манере о
том, что он делал, причем вопросы формулируются в доступной для него форме. То, что ребенок
говорит, или то, что по его мнению, было сделано, — важно, но большое значение придается и
реальным действиям ребенка, тому, как он подходит к задаче, какие допускает ошибки и т. д. В
типичных случаях ребенка просят поразмышлять об обычном детстве с новой т. зр., или подумать о
новом подходе к выполнению такого обычного детского задания, как расположить палочки в порядке
возрастания их длины, и т. д.
Задачи или проблемы, к-рые предлагается решить ребенку, обычно подобраны таким образом,
чтобы стало понятно его логическое мышление, касающееся некоторых существенных с
эпистемологической т. зр. вопросов — природы причинности, (логической) необходимости,
импликации, времени или пространства и т. д.
Стадии интеллектуального развития
То, что создал Пиаже, представляет собой некий принципиальный остов, или каркас теории,
пробелы в к-рой предстояло заполнить другим. Даже в том, что касается общего количества стадий
интеллектуального развития, он не был до конца последовательным, и время от времени в его работах
появлялись разные ответы на этот вопрос, однако чаще всего он упоминал четыре основные стадии:
сенсомоторную (от рождения до 2 лет), к-рая в свою очередь делится на 6 подстадий;
дооперациональную (от 2 до 7 лет), с двумя подстадиями; конкретных операций (от 7 до 12 лет), тоже
подразделяющуюся на две подстадии, и формальных операций (от 12 лет и старше). В пределах каждой
стадии и подстадии Пиаже нередко различал три уровня; неудача, частичный успех и успех.
В последних версиях своей Т. П. рассматривал развитие не как прямолинейное движение от
одной стадии к другой, а как движение по спирали, характеризующееся тем, что различные формы и
разное содержание мышления, характерные для предыдущего уровня, подвергаются переосмыслению,
реструктурированию и интегрированию, или объединению, на следующем, более высоком уровне.
Инвариантные количественные аспекты задачи на преобразование глиняного шара познаются раньше
других.
Сенсомоторная стадия. Шесть подстадий этой стадии, продолжающейся первые 2 года жизни
ребенка, свидетельствуют о том, что он последовательно демонстрирует следующие особенности и
Hosted by uCoz