Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1426 of 1766 
Next page End  

Т. с. о. опирается на предположение о том, что люди будут формировать и поддерживать
отношения, если они считают, что вознаграждения, к-рые они извлекают из таких отношений будут
превосходить затраты. Джордж Хоманс попытался объяснить поведение, определяемое в широком
смысле как результат взаимодействия, в ходе к-рого индивидуумы приобретают, продают или
обменивают ресурсы. Хотя Хоманс опирался при формулировке своих положений совр. теории обмена
на бихевиоральную психологию и микроэкономику, аналогичные теории можно также обнаружить в
антропологии и политологии. Несмотря на то, что Т. с. о, лучше всего объясняет взаимодействия между
двумя лицами, она также была распространена на межгрупповые процессы. Хоманс сформулировал
пять основных положений совр. теории обмена. Он попытался дать объяснение соц. поведения с
использованием фундаментальных представлений о поведении, разработанных бихевиоральными
психологами и неоклассическими экономистами. Бихевиористская модель оперантного обусловливания
основывается на утилитаристском принципе, согласно к-рому индивидуумы будут стремиться к
максимизации получаемого удовольствия и избеганию или сведению к минимуму боли.
Предполагается, что индивидуумы будут реагировать прогнозируемым образом на вознаграждения и
наказания. Любое взаимодействие предоставляет возможность для обмена ресурсами, в ходе к-рого
каждый участник старается получить ресурсы, обладающие более высокой ценностью в сравнении с
теми, к-рые он или она отдает или от к-рых отказывается. В широком смысле, соц. психологи называют
ресурсами любые вещи, к-рые могут обмениваться. Хотя ресурсы могут представлять собой
материальные и нематериальные предметы, Фоу и Фоу выделяют шесть классов обменных ресурсов:
любовь, статус, информ., деньги, товары и услуги. Далее они говорят о том, что любой ресурс,
подпадающий под один из этих шести классов, может быть описан в отношении одного из двух
измерений: специализированность (particularism) и конкретность (concreteness). Специализированность
ресурсов — это степень, в которой их ценность зависит от конкретного чел., вовлеченного в процесс
обмена. Напр., обмен любовью обладает большей ценностью в отношениях с любимым чел., нежели в
отношениях с абсолютно незнакомым, в то время как обмен деньгами обладает более универсальной
ценностью. Второе измерение, конкретность, связано со степенью материальной осязаемости того или
иного ресурса, напр. увеличение оклада в сравнении с повышением своего профессионального статуса.
В ходе дополнительных исслед., Фоу и Фоу обнаружили, что высокоспециализированные ресурсы
имеют тенденцию обмениваться на ресурсы того же класса (напр., любовь на любовь, нежели деньги на
любовь), но что менее специализированные ресурсы, как правило, обмениваются на ресурсы из других
классов. Напр., деньги часто обмениваются на товары и услуги.
Хоманс развил пять общих положений, касающихся соц. поведения и обмена ресурсами. Три из
них воспроизводят модель бихевиоральных психологов. Первое положение, непосредственно
вытекающее из модели оперантного обусловливания, гласит: «В отношении любых действий,
выполняемых людьми, чем чаще человек вознаграждается за конкретное действие, тем чаще этот
человек будет выполнять такое действие». Второе положение связано с признанием роли прошлого
опыта: «Если в прошлом появление конкретного стимула или набора стимулов создавало ситуацию, в
которой действие человека вознаграждалось, то чем больше теперешние стимулы похожи на эти
прошлые стимулы, тем чаще этот человек будет выполнять такое же или похожее на него действие в
настоящем». Однако, третье положение гласит, что «когда за свои действия человек не получает
ожидаемого вознаграждения или получает неожидаемое наказание, он приходит в ярость и может вести
себя агрессивно».
Два последних положения более тесно связаны с экономической теорией. Микроэкономическая
теория также уходит корнями в утилитаристские традиции. Одно из ее центральных допущений состоит
в том, что в процессе максимизации удовольствия и избегания страдания, люди оказываются
максимизаторами полезности (utility maximizers). Иначе говоря, «для каждого человека любое состояние
мира (state of the world)
характеризуется конкретным уровнем полезности, где под полезностью
понимается то, что чел. стремится максимально увеличить при помощи своих действий». По существу,
четвертое положение гласит, что «чем больше выгоды человек получает в результате своих действий,
тем вероятнее, что он будет вести себя таким образом». В терминах Хоманса, выгода (profit)
яв-ся
суммарным результатом выигрышей или вознаграждений, получаемых в ходе взаимодействия, за
вычетом связанных с ним затрат.
Последнее положение отражает экономическое понятие снижающейся предельной полезности.
Хоманс утверждает, что «чем чаще в недавнем прошлом человек получал конкретное вознаграждение,
тем менее ценной для него становится любая последующая единица этого вознаграждения». Идея
заключается в том, что можно пресытиться любым определенным благом, так что дополнительные его
Hosted by uCoz