Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1440 of 1766 
Next page End  

показано, что люди менее склонны вступать во взаимодействие с др. людьми в условиях Т.
Исслед. показывают, что люди гораздо реже предлагают другим помощь в условиях Т., чем в ее
отсутствие. В дополнение, Т. оказывается связанной с агрессией. Однако, используемые при этом
показатели агрессии, по-видимому, все же лучше интерпретировать как показатели эмоциональной
окраски и межличностной привлекательности. К ним относятся особенности поведения при игре в
переговоры и вынесение вердиктов при моделировании суда присяжных. Лишь в немногих исслед.
были зафиксированы проявления открытой агрессии как прямого следствия ощущения Т.
Т., по-видимому, оказывает также влияние на эффективность решения задач. На решение
сложных задач она влияет сильнее, вызывая ухудшение результатов. Это может быть связано с
возбуждением, к-рое тж связано с теснотой, поскольку возбуждение часто приводит к снижению
эффективности при решении сложных задач. Мотивационные проблемы могут также влиять на
результаты решения. В нескольких исслед. было обнаружено, что неизменно высокая концентрация
людей, вызывающая ощущение Т. (напр., в своем собственном доме) связана с выученной
беспомощностью или с напоминающими ее последствиями, выражающимися в заметном снижении
наблюдаемой мотивации. В результате, люди могут прекращать дальнейшие настойчивые попытки
решить проблему или выполнить задание.
Существует несколько подходов к объяснению причин эффектов тесноты. Первый из них связан
с моделью перегрузки (overload), привлекающей некоторые понятия из области компьютерных систем
для описания того, каким образом гиперстимуляция может вызывать ощущение Т. Когда количество
людей в определенной ситуации оказывается настолько велико, что субъект начинает подвергаться
перегрузке со стороны поступающих извне соц. стимулов, он испытывает ощущение Т. Эта модель
фокусируется на частоте соц. взаимодействий и на попытке уединиться как осн. реакции совладания.
Др. подход, использующий понятие контроля,
яв-ся модификацией модели перегрузки. Согласно
данному подходу, соц. взаимодействия в условиях Т. характеризуются не только повышенной частотой,
но плюс к тому нежелательностью и непредсказуемостью. Когда люди больше не могут регулировать
свои соц. переживания и определять то, когда, где и с кем им взаимодействовать, они начинают
испытывать чувство Т.
Еще одна модель основана на понятии ограничения поведения (behavioral constraint), т. е., того, в
какой степени субъект ощущает свободу вести себя так, как он того хочет. Т. возникает, когда
плотность оказывается настолько высокой, что люди начинают вставать на пути друг друга и
испытывать связанные с этим ограничения в отношении возможностей выполнять желаемые действия.
Др. модели фокусируются на доступности ресурсов и возможностей для деятельности в текущей
обстановке.
См. также Вмешательство случайных свидетелей, Энвайронментальная психология
А. С. Баум
Тест «дом-дерево-человек» (House-tree-person test)
Т. д-д-ч. (H-T-P)
яв-ся популярным проективным тестом, в к-ром тестируемого просят
нарисовать три отдельных объекта: дом, дерево и чел. После этого тестируемому задают около 20
уточняющих вопросов по каждому рисунку, включ. описания, интерпретации и ассоц.
Т. д-д-ч. предназначен для оценки личности и может служить мерой взрослого интеллекта.
Интерпретация основана на двух допущениях. Во-первых, эти рисунки рассматриваются в качестве
перцепций самого себя и собственного окружения: чел. яв-ся символическим отображением самого
тестируемого, дом — символическим отображением его «дома» (семьи), а дерево — символическим
отображением более широкого окружения. Во-вторых, в рисунках и вербальной продукции
тестируемый дает косвенные подсказки в отношении деталей, имеющих для него особое значение.
См. также Оценка личности, Проективные методики
Э. М. Сиипола
Тест «Лабиринты Портеуса» (Porteus maze test)
Первоначально этот тест был сконструирован и опубликован Стэнли Портеусом как дополнение
к IQ-тесту Стэнфорд-Бине, предназначавшееся для измерения невербальных аспектов умственной
способности (расчетливости, планирования и предвидения). Портеус, работавший в то время с
умственно неполноценными детьми, мечтал о тесте, с помощью к-рого можно было бы выделить среди
Hosted by uCoz