Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1446 of 1766 
Next page End  

обучения. Как показал Дж. Б. Кэрролл, показатели некоторых тестов способностей не изменяются в
ходе тренировки. Однако, показатели по др. тестам способностей, — напр., показатели моторной
ловкости, — значительно улучшаются с практикой.
Валидность тестов способностей. Некоторые психологи, например Вернон, считали что общий
интеллект яв-ся более важной детерминантой профессиональной успешности, чем специальные
способности. Однако, как было продемонстрировано, показатели ряда тестов, в частности тестов
механических и канцелярских способностей, повышают точность предсказания успешности в
разнообразных профессиях. Прогностическая ценность тестов музыкальных и художественных
способностей не столь очевидна, но даже здесь были получены некоторые обнадеживающие
результаты.
В целом, тесты способностей служат более надежными предикторами успешности в программах
обучения нежели эффективности выполнения реальной работы.
В 1960-х гг., когда научно-этическая проблема валидности и справедливости тестирования при
приеме на работу превратилась в юридическую проблему, судьба многих практиковавшихся до того
процедур тестирования способностей оказалась под вопросом. Однако сегодня, из-за трудностей
следования рекомендациям по отбору наемных работников, разработанным Комиссией по вопросу
равных возможностей занятости (ЕЕОС), мн. компании продолжают использовать тесты способностей.
См. также Практика найма рабочих и служащих, Промышленная психология, Тесты для отбора
кандидатов
Л. Р. Эйкен
Тестовая тревожность (test anxiety)
Термином Т. т. обозначают физиолог., психол. и поведенческие реакции на стимулы,
связываемые индивидуумом с ситуацией проверки или оценки. Т. т. представляет собой частный случай
общей тревожности и характеризуется чувствами возрастания сознавания своих действий и
воспринимаемой беспомощности, к-рые часто приводят к ухудшению результатов выполнения тестов
или, в более широком контексте, всех типов когнитивных и академических испытаний.
Обычно в Т. т. выделяют два компонента — сомнение в себе и эмоциональность. Компонент
сомнения включает самовосприятие. Компонент эмоциональности относится к аффективным и психол.
коррелятам возбуждения автономной НС: переживанию напряжения и дистресса. Согласно гипотезе
направленности внимания Дж. Д. Вайна, люди с высокой Т. т. распределяют свое внимание между
релевантными задаче и относящимися к «Я» переменными, в то время как люди с низкой Т. т.
преимущественно фокусируют его на выполняемой задаче.
Т. т. обычно измеряется с помощью стандартизованных самоотчетов (опросников, инвентарей,
шкал), оценивающих оба ее аспекта — сомнение в себе и эмоциональность. Многочисленные исслед.
говорят о том, что Т. т. наиболее часто возникает при решении сложных задач или когда ситуация
рассматривается как стрессовая либо связанная с оценкой, и что лица с высокой Т. т. в большей степени
склонны к поглощенности посторонними мыслями, озабоченности и самоосуждению чем лица с низкой
Т. т., и что эти тенденции усиливаются в ситуациях испытаний. Существуют также данные о том, что
озабоченность негативно связана с выполнением заданий, а эмоциональность — нет.
Поскольку Т. т. приводит ухудшению тестовых результатов и академических достижений, были
разработаны разнообразные программы ее коррекции. Наиболее эффективные из них включают
комбинирование когнитивного перефокусирования и/или тренировки учебных навыков с тренингом
десенсибилизации и релаксации.
См. также Тревожность
Ф. Браун
Тесты академических способностей (academic aptitude tests)
Существует много типов Т. а. с. или, иначе говоря, способности к обучению. Общие тесты, такие
как меры интеллекта, оценивают широкий спектр когнитивных способностей (capacities)
и
предсказывают, в общих чертах, степень успешности в большинстве академических занятий. В отличие
от них, специальные тесты предсказывают степень успешности в более ограниченных областях, таких
как математика, музыка, родной язык или иск-во, и подходят для распределения уч-ся с целью
специализации в этих областях.
Hosted by uCoz