Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1447 of 1766 
Next page End  

Тесты способностей нередко имеют более широкую сферу охвата, чем тесты достижений, однако
зачастую бывает очень трудно разграничить их на основе специфических заданий. Главное различие
между ними заключается в их назначении: тесты способностей предсказывают обучаемость, тогда как
тесты достижения оценивают результаты прошлого обучения и текущие знания. Возникающее порой
смешивание этих разновидностей тестов вполне объяснимо, поскольку мн. тесты достижений
предсказывают последующее обучение лучше некоторых тестов способностей, в особенности когда
предсказываемые достижения относятся к узко определяемой области. Анна Анастази в
«Психологическом тестировании» [см. А. Анастази, С. Урбина, Психологическое тестирование, СПб.,
Питер, 2001. Примеч. ред.] и Ли Кронбах в «Основах психологического тестирования» (Essentials of
psychological testing)
показывают, что различие между тестами способностей и достижений можно
отобразить на континууме, на одном конце к-рого находятся тесты специфических, школьных
достижений (напр., тесты, создаваемые учителем для применения в своем классе), а на другом — тесты
общих способностей (напр., тесты интеллекта). Такие тесты способностей, как Тест академических
способностей (SAT)
и Письменные экзамены для аспирантов (GRE),
попали бы в середину этого
континуума.
Надежность и валидность тестов способностей. Тесты способностей должны обладать
специфическими видами валидности и надежности. Крайне важно, чтобы такие тесты показывали
прогностическую валидность, то есть то, в какой степени тестовые показатели могут предсказывать
заданный критерий. Т. о., показатели тестов способностей используются не для определения
успешности выполнения содержащихся в них заданий, а для прогнозирования некоторого релевантного
критерия (напр., Тест аналогий Миллера (Miller Analogies Test)
может использоваться для
прогнозирования успешности обучения в аспирантуре). Обычно для описания прогнозируемых связей
используются коэффициенты корреляции, при этом корреляции от 0,40 до 0,50 считаются уже
приемлемыми. Некоторым тестам способностей, особенно общим тестам интеллекта (таким как Шкала
интеллекта Стэнфорд-Бине), желательно также иметь конструктную валидность.
IQ-тесты. В 1917 г. военным ведомством США при содействии Американской психологической
ассоциации были разработаны и апробированы групповые интеллектуальные тесты, получившие
название Армейский альфа и Армейский бета. Они могли проводиться одновременно на больших
группах людей и оказались полезными при отборе строевых офицеров и офицеров запаса. Множество
др. интеллектуальных тестов, разработанных впоследствии для нужд школьного образования, были
созданы по образцу Армейского альфа-теста.
Если показатели большой группы детей по тесту интеллекта представить в виде графика,
показывающего частоту встречаемости каждого показателя, получится колоколообразная нормальная
кривая. Среднее (или усредненный показатель) всегда равно 100, а стандартное отклонение —
примерно 15. Дети, показатель к-рых не достигает 70 (нижние 2% населения), могут быть отнесены к
категории детей с психической задержкой развития или умственно отсталых, тогда как детей с
показателями выше 130 (верхние 2% населения) иногда относят к категории одаренных.
Многофакторные тесты способностей. Многофакторные тесты способностей содержат набор
субтестов, измеряющих различные способности. Эти субтесты оценивают более широкий спектр
способностей, нежели IQ-тесты. Получаемая с их помощью информация оказывается полезной в
профессиональном и образовательном консультировании. Вся батарея субтестов стандартизуется на
одних и тех же людях, что позволяет проводить сравнения по различным субтестам и
идентифицировать слабые и сильные способности.
Одной из наиболее широко используемых комплексных батарей способностей является
Дифференциальный тест способностей (DAT). DAT включает восемь субтестов: «Вербальное
рассуждение», «Оперирование числами», «Абстрактное рассуждение», «Скорость и точность
конторских операций», «Механическое рассуждение», «Пространственные отношения», «Орфография и
Словоупотребление». Объединение показателей по субтестам «Вербальное рассуждение» и
«Оперирование числами» дает комплексный показатель, сопоставимый с общими показателями IQ
по
пересмотренной шкале интеллекта Векслера для детей (WISC-R)
или по шкале Стэнфорд-Бине. DAT
используется в работе с учениками 8—9 классов, чтобы обеспечить их релевантной информ. как раз в то
время, когда они планируют дальнейшее образование.
К многофакторным тестам способностей также относятся: Батарея тестов общих способностей
(GATB) Управления размещения и регулирования рабочей силы США, содержащая 12 тестов и дающая
показатели по 9 факторам; Батарея профессиональной пригодности Вооруженных сил США (ASVAB);
Тест способностей для не умеющих читать (Nonreading Aptitude Test, NATB);
Комплексная батарея
Hosted by uCoz