Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1453 of 1766 
Next page End  

преимущественно проблемой конституциональной предрасположенности к различным заболеваниям.
Однако в начале XX в. работа немецкого психиатра Эрнста Кречмера возродила интерес к связи между
телосложением и темпераментом. Э. Кречмер (1925 г.) возродил французские представления о трех
типах телосложения, но назвал их пикническим, атлетическим и астеническим (позднее названный
лептозомным) типами. Он также добавил четвертый тип — дисплазический, — характеризующийся
неустойчивым сочетанием признаков трех основных типов.
Шелдон пропагандировал использование соматотипов, к-рые характеризовались сочетанием трех
признаков телосложения, значение каждого из к-рых оценивается по 7-балльной шкале.
Все описанные выше типологии основаны на анализе космических событий или физ.
особенностей тела. В то же время более психологичные классиф. тж имеют достаточно длительную
историю. Людей часто классифицировали на основании их мотивов, интересов или ценностей, т. е. тех
признаков и качеств, к-рые люди стремятся приобрести или ценят, к-рые побуждают людей к действию,
привлекают их или нравятся им. Ранние психол. типологии были похожи на классиф. людей,
предложенную Платоном в «Государстве». Платон предполагал, что душа чел. состоит их трех
основных компонентов. Один из них связан с аппетитом или любовью к еде, питью, чувственным
удовольствиям или деньгам. Второй касается страсти или моральной силы. Он может выражаться в виде
храбрости, неуживчивости, могущества, честолюбия или стремления к славе. Третий элемент имеет
филос. природу и ведает мыслительной деятельностью чел. Он стимулирует любовь к знаниям и
обучению. Различия между людьми обусловлены соотношением этих трех элементов в их характере.
Определить принадлежность чел. к определенному типу можно по преобладанию одного из трех
компонентов. Одна группа людей состоит из тех, кто стремится к богатству или прибыли. Вторая
образована из людей, добивающихся славы. Третья состоит из философов, ищущих истину или
мудрость.
Платон отмечал, что представители каждой группы имеют свои собственные оценочные
критерии. Так, в зависимости от собственной принадлежности к тому или иному типу, чел. может
приписывать превосходство богатым людям, тем, кто стремится к славе, или мудрецам—философам. В
то же время, он указывал, что философы более развиты, чем представители двух др. групп, обладают
более полными знаниями об окружающем мире и более всего подходят на роль правителей государства.
В начале XX в. сходная типология была предложена немецким психологом Эдуардом
Шпрангером. Он разделял людей на типы в зависимости от основных форм жизни, к-рые они ценят и в
к-рых видят смысл. Шпрангер выделил шесть главных видов ценностных ориентации и,
соответственно, шесть типов людей. Для познавательной ориентации важны идеи как таковые. Эта
установка свойственна людям теорет. типа. Подобно философам Платона, такие люди ценят знания и
истину. Экономическая ориентация уделяет особое внимание объектам, значимым для телесных
потребностей чел. Тип людей, для к-рых эта установка яв-ся ведущей, примерно совпадает с первым из
выделенных Платоном типов, характеризующимся хорошим аппетитом, любовью к еде, питью,
чувственным удовольствиям или деньгам.
Эстетическая ориентация связана с эмпатической реакцией на форму и интересом к внешним
проявлениям вещей и событий. Люди эстетического типа ценят форму и гармонию. Религиозная
ориентация стремится связать каждое событие со всеобъемлющим смыслом жизни чел.
Руководствующиеся этой ориентацией люди стремятся к чувству гармонии в мироздании и в
собственном опыте встречи с миром. Две др. ориентации касаются отношений индивидуума с др.
людьми. Соц. ориентация и, следовательно, соц. тип, характеризует людей, к-рые испытывают интерес
к другим и стремятся к идентификации с ними. Политическая ориентация направлена на приобретение
превосходства и власти над др. людьми. Она присуща людям политического типа. Этот тип, в
соответствии с описанием Э. Шпрангера, более всего напоминает платоновский тип страстных или
амбициозных людей.
Среди множества подобных, разработанных философами типологий широкое применение у
представителей др. областей знания нашли только две классиф. Первая из них построена на контрасте
аполлоновского и дионисического стилей жизни и введена Фридрихом Ницше. Люди аполлоновского
типа предпочитают контроль, баланс и сдержанность и ориентированы на внутренние проявления
красоты. Люди дионисического типа стремятся испытать все прелести жизни и ценят неумеренную
выразительность. Вторая типология была предложена Уильямом Джеймсом, к-рый различал два типа
философов. Он характеризовал «мягкий» тип философа как рационалиста, интеллектуалиста, идеалиста,
оптимиста, верующего, сторонника свободы воли, мониста и догматика. «Жесткий» тип философа он
характеризовал как эмпирика, сенсуалиста, материалиста, пессимиста, неверующего, фаталиста,
Hosted by uCoz