Navigation bar
  Print document Start Previous page
 146 of 1766 
Next page End  

терапевтический, направленный на снижение патологии и на улучшение приспособляемости; б)
экзистенциальный, обеспечивающий конфронтацию с сомнениями, проблемами и/или
существованием; в) сотериологический (soteriological)
— просветление (нирвана), трансценденция
проблем, впервые осознанных на экзистенциальном уровне. Уолш считает, что зап. психология и
терапия сконцентрированы преимущественно на первых двух уровнях, в то время как третий уровень
составляет главную цель дисциплинирующих упражнений сознания, которые включает в себя мысль
Востока.
Зап. психология признала искажения реальности за патологические проявления, но при этом
приравняла «реальность» к миру в том виде, как он воспринимается бодрствующим сознанием, и
отделила субъекта восприятия («Я», Эго) от того, что воспринимается. Дэниел Гольман констатировал,
что эта точка зрения не признавала существования или отрицала доступ к реальности, воспринимаемой
другими состояниями сознания.
Расширение понимания бессознательного до включения в него коллективного измерения
(dimension), присущего всем культурам и расам, связано с именем Карла Юнга, чьи исслед. в области
психологии вобрали в себя восточные религии. Отстаивание им существования «безличных» уровней
сознания — шаг вперед по сравнению с более ранними редукционистскими и механистическими
теориями. Юнг высказал свое мнение о границах зап. психологии, заявив, что: «Зап. сознание ни в коем
случае не является единственной существующей формой сознания; оно представляет собой исторически
обусловленный и географически ограниченный фактор и типично лишь для одной части человечества».
Восточная перспектива
Восточное мировоззрение отличается динамизмом и органической целостностью, в соответствии
с ним космос представляет собой единую и неделимую реальность, одновременно и духовную, и
материальную.
Согласно восточной трактовке, обычное состояние сознания — иллюзорное искажение
восприятия (mayа), возникающее в результате дуалистического разграничения субъекта и объекта, Я и
другого, организма и среды.
Цель восточных практик — пройти сквозь пелену привычной реальности и войти в состояние
освобождения от иллюзий (awakened state)
или достичь просветления (нирваны). Преодоление
(трансценденция) эго-конфликтов, отстраненный взгляд на эго-запросы и понимание челов. опыта —
все это становится возможным в свете освобожденного от иллюзий, просветленного состояния разума.
Буддистские учения указывают чел. на необходимость освобождения из плена аналитического,
расчленяющего мир на части, ума, всякой условной и принудительной работы души и тела, а также
привычных эмоциональных реакций. Эти учения рассматривают развивающееся осознание в шкале
времени, измеряемого долями секунды, побуждая людей сознавать мимолетные проблески
безграничного, еще не охваченного разумом простора, открывающегося до того, как вещи
интерпретируются с какой-либо конкретной точки зрения. Разрывы в потоке мыслей делают
возможным непосредственный опыт чистого сознавания (pure awareness), который, согласно
буддистским воззрениям, и составляет истинную сущность индивидуума.
Восточная традиция сделала акцент на личном, эмпирическом пути к знанию в отличие от зап.
пути добывания научного, безличного и объективного знания. В противоположность аналитическому и
логическому мышлению, упор делается на получении непосредственного, осн. на личном опыте знания.
В восточной традиции созерцательно-медитативный способ познания всегда ценился как
источник верного знания, в то время как традиционная зап. наука и философия использовали только
чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический методы познания.
Медитация является одним из самых распространенных на Востоке практик перехода от
активного, линейного способа познания к рецептивному, процессуально-ориентированному способу.
Медитация способствует разрушению автоматизма и избирательности обыденного сознания.
Возникновение «восточно-западной» психологии
По мере того как специалисты в сфере психич. здоровья все больше ощущали себя
ограниченными теориями бихевиоризма и психоанализа, к-рые создавались гл. обр. на основе исслед.
психопатологии и игнорировали ряд областей, таких как ценности, воля и сознание, необходимых для
полного рассмотрения человеческой природы, стала набирать силу зародившаяся в 1960-х гг.
гуманистическая психология, основывающаяся на представлениях о здоровом и целостном чел.
Гуманистическая психология признавала наличие у каждого чел. внутренней тяги к самоактуализации и
определяла условия и способы возможного стимулирования идеи самоактуализации у отдельных лиц,
групп и организаций.
Hosted by uCoz