Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1460 of 1766 
Next page End  

еще в доисторические времена.
У. Джемс писал о Т. п. еще в 1902 г.; первым, кто заговорил о «трансперсональном
бессознательном», был, судя по всему, К. Юнг, использовавший этот термин в качестве синонима
термина «коллективное бессознательное». Мн. специалисты по Т. п. рассматривали складывавшуюся на
их глазах традицию как признак интеграции древней мудрости и совр. науки, проявляющейся в
сближении восточной мистики и западного рационализма.
Слово «трансперсональная» буквально означает «выходящая за границы отдельного чел. или
индивидуальной души». Оно используется для обозначения экспансии или расширения сознания за
пределы привычного «Я» и за границы времени и/или пространства, и связано с теми аспектами
психологии, к-рые имеют отношение к «предельным челов. способностям и потенциальным
возможностям, к-рым не уделяется систематического внимания ни в позитивистской, или
бихевиористской, теории («первая сила»), ни в классической психоаналитической теории («вторая
сила»), ни в гуманистической психологии («третья сила»)». Эта формирующаяся «четвертая сила»
охватывает эмпирические исслед., разраб. прикл. аспектов и теорет. анализ огромного количества тем,
включая ценности, объединяющее сознание, мистицизм, священность повседневной жизни,
космическое сознание, космическую игру, синергию индивида и биолог. вида, духовные пути, теории и
техники медитации, сострадание и трансперсональную кооперацию. Особенно важны системы
представлений или убеждений, поскольку они выходят за пределы «Я» и предполагают идентификацию
с более значимыми ценностями и целями групп и об-в, к-рые нередко становятся мотивами поведения
зрелого, неэгоистичного чел. Трансперсональная перспектива яв-ся метаперспективой, открывающей
вид на относительные достоинства различных систем представлений.
Не последнюю роль в становлении Т. п. сыграло отсутствие у ортодоксальной научной
психологии однозначного ответа на вопрос о происхождении знания. Трансперсональная т. зр. на эту
проблему заключается в том, что существует как неск. способов приобретения и доказательства
истинности знания, так и множество состояний сознания, и все они должны быть важны для
психологии. Измененные состояния сознания могут подчиняться особым законам, отличным от тех, по
к-рым функционирует нормальное сознание. Ч. Тарт, приравнивающий трансперсональное к
духовному, подчеркивает важность изучения мистических, субъективных и эфемерных явлений —
явлений, к-рые с готовностью воспринимаются мн. культурами. По мнению нек-рых психологов,
изучение и описание подобных явлений — задача, сопряженная со специфическими трудностями,
поскольку речь идет о процессах обработки информ., протекающих преим. в невербальном правом
полушарии головного мозга, тогда как научное знание преим. передается линейно, в словах и в числах.
Даже в естественных науках сторонники трансперсонального подхода находят возможность
объяснять явления, не подчиняющиеся обычным законам причинности, используя такие понятия, как
«формационная каузальность» и «синхронистичность». Хотя мн. именитые ученые проявили интерес к
предложенному Юнгом понятию синхронистичности (имеющее смысл, многозначительное, но
акаузальное стечение событий), наука лишь совсем недавно смогла принять во внимание такой
необычный феномен — событие, не укладывающееся в пространственно-временную причинно-
следственную последовательность. Это стало возможным благодаря революционным открытиям в совр.
физике, приведшим к формированию совершенно нового взгляда на мир, и далеко идущие последствия
этих открытий таковы, что способны изменить сами основы науки.
Объединение теорет. основ Т. п. и практ. исслед. в этой области в единую стройную систему —
дело будущего. Возможностей для проведения исслед. немало. Один из аспектов йоги, когда-то
считавшийся мистическим и не поддающимся проверке, уже перешел в разряд «нормальных» областей
психологии, а именно контроля автономных функций тела, где уже проведено немало исслед. биолог.
обратной связи, нашедшей широкое практ. применение. Вторым
традиционным объектом изучения Т.
п., к-рый, судя по всему, завоевывает признание, яв-ся медитация. Изучив специальную литературу,
Уолш пришел к выводу, что медитация — недорогая, саморегулируемая и эффективная процедура,
способная привести к глубочайшей трансформации идентичности, стиля жизни и отношения к миру.
Вместе с гуманистической психологией, в недрах к-рой она сформировалась, Т. п.
придерживается антиредукционистского взгляда на источники челов. опыта и обращает осн. внимание
на феноменологию сознания, прежде всего на те его состояния, к-рые очевидно превосходят ощущение
личной изоляции, центрированности и самодостаточности. Как междисциплинарное и кросс-культурное
движение, трансперсональное направление ставит множество проблем перед традиционной
психологией. Имея серьезную поддержку со стороны нек-рых разделов совр. физики, она тж заставляет
усомниться в незыблемости общепринятых представлений о линейности, причинности, постоянных
Hosted by uCoz