Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1462 of 1766 
Next page End  

наблюдается сдвиг от сильных потребностей к более хрупким, от более устойчивых — к менее
устойчивым и сравнительно легко разрушаемым, от дефицита (D-потребности)
— к достаточности (S-
потребности), от эгоцентризма — к децентрации, от избегания — к приближению, от поиска поддержки
извне — к опоре на собственные внутренние силы, от полезависимости — к поленезависимости, от
спонтанных потребностей — к требующим культивирования, от распростр. в популяции — к редким
потребностям, и от потребностей, давно признанных зап. психологией, — к тем, к-рые признаны ею
лишь недавно.
Идентичность. Зап. психологи традиционно считают, что наша нормальная, естественная и
оптимальная идентичность центрирована на собственном «Я». Однако восточная и Т. п. исходят из
того, что наше чувство собственного «Я» потенциально м. б. гораздо более гибким, чем принято думать.
Кроме того, мн. приемы медитации и йоги направлены на то, чтобы очистить сознание и
направить его на пристальнейшее изучение чувства «Я». При таком сосредоточенном рассмотрении то,
что раньше считалось стабильным, неизменным «Я», осознается как постоянно изменяющийся поток
мыслей, образов и эмоций; именно об этом в течение мн. вв. говорили йоги, и именно об этом недавно
заговорили представители зап. культуры, включая и психологов, владеющих техникой медитации. При
подобном внимательном рассмотрении выясняется, что чувство собственного «Я» в основном —
иллюзорный продукт неточного осознания и что с устранением этого чувства возможна более широкая
идентификация с человечеством и с миром. Считается, что на самых глубоких уровнях озарения, при
достижении самой высокой степени трансценденции и самых дальних пределов челов. развития,
дихотомии «Я—не Я» и «Я—другие» полностью разрушаются, что приводит к полной утрате
эгоцентричности и к идентификации со всеми людьми и всеми объектами.
Психотерапия
Т. п. с ее заинтересованностью в исключительно высоком уровне благополучия способна выйти
за рамки традиционного предназначения терапии и ее целей. Признавая, что чел. обладает большим
потенциалом для психол. благополучия, она нацелена на предоставление тем людям, к-рые готовы к
этому, возможности функционировать на трансперсональных уровнях.
Следовательно, трансперсональной терапии свойственна тенденция к эклектике. В идеале
трансперсональный психотерапевт должен владеть всем арсеналом средств традиционной зап.
психотер., а тж методами медитации и йоги. Помимо эклектизма и приспособляемости, от
трансперсонального терапевта можно ожидать знакомства с потенциальными возможностями
индуцирования состояний, переживаний (опытов) и степеней благополучия за пределами нормального
эго-развития.
Теоретический и эмпирический базис трансперсональной психологии
Трансперсональная модель создана и поддерживается на основе конвергентной сети понятий, к-
рые в свою очередь, заимствованы из взаимно перекрывающихся аспектов неск. направлений зап.
психологии, психологии и философии Востока, исслед. состояний сознания, медитации и биолог.
обратной связи, совр. теорет. представлений о здоровье и, возможно, совр. физики. Рез-ты
эмпирических исслед. пока что, к сожалению, малочисленны, но у Т. п. их не меньше, чем у
большинства др. психол. школ. Есть немало эксперим. данных о медитации, нек-рое количество — об
измененных состояниях сознания и совсем мало — об исключительно здоровых (и благополучных)
людях.
Ограничения
Прежде всего, это явно недостаточная эмпирическая база. Кроме того, трансперсональные
модели еще недостаточно широко интегрированы в др. зап. психол. и терапевтические школы.
Т. п. переживает период популярности, а популярность — палка о двух концах. Она привлекает к
себе все большее количество людей, однако далеко не все они имеют необходимую теорет. подготовку
и практ. навыки.
Ни у кого из тех, кто глубоко проник в идеи Т. п., нет сомнения в том, что адекватная личная
подготовка совершенно необходима психотерапевту как для глубокого понимания теорет. проблем, так
и для практ. деятельности. Поскольку сферы приложения Т. п. и ее потенциал практически
неисчерпаемы и знач. превышают исследовательские возможности большинства отдельных людей,
можно с уверенностью сказать, что одним из факторов, ограничивающих возможности этого
направления психол. науки, яв-ся пределы нашего личного понимания и роста.
См. также Восточная/западная психология, Религия и психология, Трансперсональная психология
(I)
Р. Уолш, Ф. Воэм
Hosted by uCoz