Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1464 of 1766 
Next page End  

культурах варианты медитации яв-ся важной составной частью их религиозного и духовного
обогащения (например, дзэн-буддизм, йога).
Относительно недавно на Западе пробудился интерес к практике Т. м. в изложении Махариши
Махеш Йоги. Она пропагандируется как средство повышения психич. энергии, снятия стресса и
оказания положительного эффекта в отношении психич. и физ. здоровья. Занимающийся
Т. м. сидит
прямо, с закрытыми глазами, повторяя про себя мантру при каждом возникновении мыслей. Медитация
не требует усилий, она приятна и сопровождается мышечным расслаблением. Медитацию рекомендуют
проводить в течение 20 минут утром (до завтрака) и 20 минут вечером.
Опубликованы многочисленные результаты исслед. воздействия Т. м. на физиолог. и психол.
процессы. Мн. из этих работ подвергались критике в связи с методологическими недочетами или за
отсутствие контрольных переменных (напр., учета выпадений участников из программы). Поэтому
приводимые ниже данные требуют осторожного к себе отношения. В 1970 г. Уоллес опубликовал
результаты исслед., свидетельствующие о том, что во время Т. м. достоверно снижаются частота
дыхания, сердцебиений, потребление кислорода и кожная проводимость. Данные Уоллеса были
подтверждены несколькими др. исследователями. Уэст отметил также, что несколько авторов
продемонстрировали достоверные изменения некоторых параметров ЭЭГ под влиянием Т. м.
Среди эффектов Т. м. приводят повышение самоконтроля, счастья, самоактуализации,
самооценки и снижение таких проявлений психопатологии, как тревога и депрессия. Уэст отмечает, что
в некоторых исслед. указывается на то, что пользующиеся Т. м. прекращают или резко снижают
потребление не прописанных врачом лекарственных средств. Т. м. используется также в качестве
вспомогательного метода при проведении психотерапии. Медитационные процедуры, сходные с Т. м.,
использовались также при лечении ожирения и клаустрофобии.
Свыше половины всех, кто начинает заниматься Т. м., бросают ее после года занятий. Есть
несколько возможных объяснений такому высокому проценту выпадений. Отис заметил, что Т. м.
привлекает к себе высокий процент невротиков. Они, по-видимому, имеют высокие ожидания и ищут
быстрого решения сложных психол. проблем. Когда Т. м. не дает им «ответов», они прекращают
заниматься ею.
Высокий процент выпадений может быть связан с некоторыми опасностями, связанными с Т. м.
Напр., известно, что Т. м. может вызывать тяжелую депрессию, суицидные попытки и обострения
шизофренных психозов. Отрицательные результат Т. м. чаще всего наблюдается у индивидуумов, к-рые
злоупотребляют ею, продлевая сеансы до трех часов и более. Лица, к-рые не злоупотребляют
медитацией, также могут находить, что эти занятия сопровождаются чрезмерным напряжением. При
медитации в сознание прорывается много вытеснявшихся и подавлявшихся мыслей и чувств.
М. Нистал
Тревога (anxiety)
Т. будет освещена с двух главных психол. т. зр., психодинамической и поведенческой.
Фрейд описывал ранние источники Т. в следующей хронологической последовательности: а)
отсутствие матери; б) наказания, приводящие к страху утратить родительскую любовь; в) страх
кастрации или его женский эквивалент во время эдипова периода; г) неодобрение со стороны Сверх-Я
или наказание себя за действия, к-рые индивидуум считает неприемлемыми, несправедливыми или
аморальными. В этих случаях Я ребенка может реагировать тревогой. Ребенок может испугаться своих
инстинктивных желаний и начать тревожиться, что позволяет ему противится инстинктивному
желанию, вынуждая Я противостоять желанию, вызвавшему у него тревогу.
Есть и др. теории, напр. теория Мелани Клейн, проводившей психоанализ маленьких детей и
пришедшей к выводу, что источник Т. заключен в страхе смерти. Клейн различала два типа тревоги:
преследующую (persecutory), порождаемую страхом уничтожения Я; и депрессивную, связанную со
страхом ребенка причинить вред внешним и внутренним объектам любви из-за своих деструктивных
импульсов.
Ролло Мэй характеризовал Т. как опасение, вызываемое угрозой ценностям, к-рые индивидуум
считает необходимыми для своего существования как личности. Г. С. Салливан понимал тревогу как
крайне неприятное состояние напряжения, возникающее вследствие переживания неодобрения в
межличностных отношениях. Он описывает, как, в силу эмпатической связи между малышом и
матерью, тревога и напряжение матери вызывают тревогу у младенца.
Сэмюел Куташ разработал теорию Т., учитывающую последние достижения в области изучения
Hosted by uCoz