Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1466 of 1766 
Next page End  

(Assertiveness Self-Statement Inventory), Опросник самовыражения для студентов колледжа (College Self-
Expression Inventory), Вопросник разрешения конфликтов (Conflict Resolution Inventory), Реестр
ассертивности Ратуса (Rathus Assertiveness Schedule)
и Опросник ассертивности Вольпе—Лазаруса
(Wolpe-Lazarus Assertion Inventory). Хотя для оценки реального поведения желательно понаблюдать за
клиентом в трудной для него жизненной ситуации, типичной является оценка поведения в
искусственной (моделируемой с помощью аудио- или видеоаппаратуры) ситуации, имеющей сходство с
реальной, или в игровой ситуации непродуктивного взаимодействия.
Если оценка свидетельствует о постоянной неассертивности или агрессивности клиента, ему
предлагается альтернативная терапия более общего характера. Однако, если обнаруживаются
конкретные ситуации, в которых клиент мог бы действовать с возрастающей ассертивностью, ему
рекомендуют пройти Т. а.
Нет какой-то общепринятой программы под названием Т. а. Ход терапии определяется личными
предпочтениями терапевта. И все же, в большинстве случаев для повышения ассертивности
используются следующие пять процедур. Первая — приобретение навыков реагирования — повышает
ассертивность благодаря моделированию (как открытому, так и скрытому) поведения и
инструктированию клиента. В фокусе оказываются как вербальные, так и невербальные компоненты
ассертивности. Вторая — воспроизведение реакций — состоит в отработке новых реакций в ролевой
игре, репетиции поведения или специальных упражнениях. Третья — совершенствование реакций —
заключается в придании новому поведению непринужденности и устойчивости с помощью адекватной
обратной связи, критических комментариев и указаний терапевта. Четвертая — когнитивное
реструктурирование — включает критический анализ иррациональных представлений, препятствующих
ассертивности, и приобретение знаний, усиливающих ассертивность. Пятая и последняя процедура —
генерализация обучения — предполагает опробование нового поведения in vivo и поощряет
распространение его на новые ситуации. Эти процедуры, часто реализуемые в группах, продолжаются
до тех пор, пока клиент не продемонстрирует надлежащую ассертивность.
См. также Консультирование, Феминистская терапия, Психотерапия
Ч. Фишер
Тренинг коммуникативных умений (communication skills training)
Терапевты, стоящие на различных теорет. позициях, издавна сходятся в том, что клиенты с
самыми разнообразными нервно-психическими расстройствами страдают дефицитарностью
межличностных или коммуникативных умений. У всех лиц с диагнозами шизофрении, невроза, слабой
степени задержки психич. развития, алкоголизма, а также у имеющих проблемы в супружеских
отношениях и воспитании детей, имеются трудности в межличностной коммуникации. В период с 1970
г. по 1980 г. три осн. тенденции вызвали повышенное внимание к Т. к. у. как терапевтическому и
профилактическому инструменту. Первой и, возможно, наиболее важной тенденцией было
разочарование многих психологов и др. терапевтов в медицинской модели терапевтических
вмешательств. Как заметил А. Голдстейн в «Тренинге психологических навыков» (Psychological skills
training), все возрастающее число терапевтов стало переходить на иные концептуальные позиции.
Основу этого перехода составило допущение, что клиент страдает дефицитарностью поведенческих
навыков и что задача терапевта — обучить или натренировать клиента выполнять необходимый
репертуар навыков.
Второй тенденцией было возрастающее применение поведенческих стратегий в лечении
разнообразных поведенческих проблем. Быстро обнаружилось, что нормализация поведения и
деинституционализация психиатрических больных требует предварительного освоения обширной
программы коммуникативных умений, таких как навыки формального общения на работе и в быту.
Бихевиористы, работающие с невротиками, быстро поняли, что мн. из их клиентов нуждаются в
тренинге ассертивности.
Третья тенденция связана с самим Т. к. у., к-рый был сконцентрирован на двух широких группах
навыков межличностного взаимодействия: навыках простого общения с одним чел. или большим
числом людей и навыках, связанных с межличностным или коллективным решением проблем. Тренинг
умения вести диалог имеет целью повышение способности индивидуума завязать и поддержать
разговор с др. людьми. Т. к. у. яв-ся центральным компонентом большинства программ тренинга
ассертивности, поскольку эффективная коммуникация рассматривается в качестве важного
предварительного условия ассертивного поведения.
Hosted by uCoz