Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1467 of 1766 
Next page End  

По мере разработки различных программ тренинга коммуникативных умений становилось все
более очевидно, что, возможно, существует общая система навыков коммуникации, общих для
большого количества разнообразных типов межличностной активности, в к-рую вовлекаются люди. В
большинстве ситуаций находят применение пять осн. групп коммуникативных умений: а) визуально и
физ. отзывчивое поведение, восприимчивость слушающего к сообщениям собеседника и
конгруэнтность выражения; б) умения побуждать др. к сообщению информ., включающие
использование молчания, минимальное ободрение и выспрашивание; в) умения сообщать информ. —
самораскрытие, обратная связь и формулирование выводов; г) умения использовать коммуникации для
изменения поведения др. лиц — оценка, требование и совет, д) умения, связанные с решением общих
проблем — приемы коммуникации и решения проблем, используемые для нахождения взаимно
удовлетворяющих решений.
Большинство программ Т. к. у. основаны на сходных моделях тренинга, включающих
определенные последовательности обучения, тренировки (или закрепления) и генерализации. Р. М.
Ганье
и Л. Бриггс в «Принципах проектирования обучения» (Principles of instructional design)
резюмируют многие важные характеристики обучения, присущие различным программам Т. к. у.
Первые результаты научных исслед. в этой области продемонстрировали, что следствием
использования методов тренировки коммуникативных умений яв-ся существенное повышение качества
и расширение их репертуара в процессе тренинга. Вторая волна научных исслед. показала, что
совершенствование коммуникативных умений приводит к изменениям в поведении др. рода, таким как
снижение делинквентности, улучшение супружеских отношений и взаимоотношений родителей с
детьми, повышение академической успеваемости. Последующей задачей исследователей была
демонстрация того, что методы тренировки коммуникативных умений по своей эффективности
превосходят методы, имеющие иные концептуальные основы, напр., тренинг сензитивности. Др.
аспектом научных исслед. была спецификация коммуникативных умений, подлежащих включению в
программы тренинга, и наилучших способов тренировки составляющих их навыков. Можно сделать
вывод, что программы Т. к. у. эффективны; однако, необходимы значительные исследовательские
усилия для разработки программ, повышающих генерализацию и прочность навыков.
См. также Интеграция психически больных в обществе
Д. Р. Эванс
Тренинг межличностных отношений (human relations training)
Существуют две основные темы Т. м. о.: а) самовосприятие, в особенности восприятие своего
воздействия, производимого на др. членов группы, б) групповая динамика, включающая процессы
формирования группы, групповые роли, функции выполнения задач или поддержания группового
процесса и вопросы внутригрупповых взаимоотношений. Когда Т. м. о. фокусируется на отдельном
лидере и отработке его индивидуального стиля управления группой при меньшем внимании, уделяемом
тому организационному контексту, в к-ром эти навыки будут использоваться, такой тренинг
представляет собой один из курсов развития навыков управления. Если же, напротив, Т. м. о.
проводится на рабочем месте с реальными производственными группами, процесс называется
формированием команды в широком смысле слова, стратегией, используемой в развитии организации.
Последующее обсуждение касается лишь Т. м. о. в первом контексте, т. е. развития навыков
управления.
Для тренинга самовосприятия в межличностных отношениях полезным понятием является «окно
Джохари». В окне Джохари первый — открытый или публичный — квадрант, представляет паттерны
поведения, известные себе и другим. Второй, или слепой квадрант представляет паттерны поведения,
известные другим, но не известные себе, а третий квадрант, или скрытая область, относится к паттернам
поведения, известным себе, но не известным окружающим. Четвертый — неизвестный — квадрант,
представляет поведение неизвестное ни себе, ни окружающим. Важной целью тренинга межличностных
отношений яв-ся повышение размера публичной сферы (первый квадрант) и уменьшение слепой и
скрытой зон (второй и третий квадранты).
Увеличение публичной сферы с соответствующим повышением самовосприятия ведет к росту
соц. компетенции, в особенности в ситуации группового общения. Такой личностный рост обычно
сопровождает участие в тренинговых или Т-группах, иногда называемых группами тренинга
сензитивности. Там, в относительно неструктурированной манере, группа из 10—12 незнакомых друг
другу клиентов и одного-двух тренеров создают лабораторную обстановку с целью повышения
Hosted by uCoz