Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1469 of 1766 
Next page End  

Тренинг социальных навыков (social skills training)
Забота о соц. компетенции долго оставалась на задворках других соц. и пед. перспектив.
Молчаливо признавалось, что адекватные навыки межличностного поведения усваиваются
«естественным образом», благодаря традиционным социализирующим общественным институтам —
дому, школе, церкви и производству. Обнаруживавшиеся неадекватности соц. поведения
приписывались ошибочной социализации: дурному обращению родителей, плохой обстановке в школе,
плохому религиозному и моральному воспитанию. Даже традиционные концепции психич. здоровья
рассматривали неадекватности межличностного функционирования в качестве проявлений более
глубоких личностных конфликтов или психопатологических симптомов.
Изменения, происходящие в соц. институтах, вызывают изменения в их традиционном
функционировании, включ. культивирование соц. компетенции и соответствующее обучение. В начале
семидесятых годов XX в. такие изменения стали очевидными. Изменилась структура семьи, возросло
число семей с одним родителем, а также семей, в к-рых и матери, и отцы работали вне дома.
Религиозные учреждения больше уже не занимали прежнего центрального положения и не оказывали
той поддержки, что раньше. Школы были призваны воспитывать более гетерогенные группы
подростков, демонстрировавших разнообразные паттерны поведения в школе. Стало заметным влияние
нового фактора социализации — телевидения.
Двумя основными областями, в особенности чувствительными к Т. с. н., были педагогика и
психология. На протяжении всей истории педагогики формирование ценностей и обучение навыкам
межличностного, соц. и морального поведения иногда было эксплицитной, но почти всегда
имплицитной целью.
Вовлечение психологии в Т. с. н. можно проследить на примере возникновения движения
модификации поведения. В рамках этой научной перспективы концепции лечебных усилий подверглись
переосмыслению в терминах теории научения, причем проблемное поведение стало рассматриваться в
качестве следствия неадекватного или ошибочного научения.
Контингентом, к-рому ранние бихевиористы уделяли предпочтительное внимание, были
пациенты психиатрических больниц. Много усилий было потрачено в попытках модифицировать
причудливое, нарушенное и нарушающее соц. порядок поведение, часто характеризовавшее пациентов,
и сформировать у них навыки, необходимые для адекватного функционирования во внебольничной
среде.
Большинство попыток такого тренинга имеет своим обоснованием то, что индивидуум страдает
дефицитом важных межличностных навыков и никогда не мог адекватно усвоить их в прошлом.
Однако, некоторые (напр., Вольпе) полагают, что релевантные навыки могли быть усвоены, но их
адекватному использованию препятствует приобретенная (условно-рефлекторная) тревога. Др.
исследователи (напр., Мейхенбаум) подчеркивают каузальную роль когнитивных факторов, напр.,
негативных ожиданий и отрицательной самооценки. Эта т. зр. сопутствует более широкому введению и
признанию роли когнитивных факторов в более традиционных поведенческих подходах к лечению,
проводимому под рубрикой «когнитивно-поведенческой модификации».
Компоненты
Хотя не все программы Т. с. н. одинаковы, у них есть много общего. Программы различаются
между собой в разной акцентуации отдельных компонентов так же, как и в их представлении,
последовательности и применении. Компонентами, наиболее часто включаемыми в тренинговые
программы, яв-ся: а) представление теоретического обоснования, б) моделирование, в) разыгрывание
ролей, г) обратная связь, д) перенос навыков тренинга во внетерапевтическую среду.
Теоретическое обоснование. Обзор навыков, к-рым собираются обучать, обычно предшествует
самому тренингу. Внимание чаще всего уделяется разъяснению используемой терминологии и
важности навыков для жизни обучающихся. Пока не существует стандартной таксономии соц. навыков
и их поведенческих референтов.
Моделирование. Ясное представление образцов поведения, к-рые предстоит усвоить, важная
часть большинства тренинговых программ вне зависимости от того, яв-ся ли их теорет. обоснованием
ссылка на дефицит навыков или на условно-рефлекторную тревогу. Во мн. случаях представление
модели включает наряду с внешним, наблюдаемым поведением еще и когнитивное поведение
(самовербализации [self-verbalizations]).
Разыгрывание ролей. После того, как обучающиеся ознакомлены с образцами поведения
моделей, им предоставляется возможность практиковаться в воспроизведении этих образцов.
Hosted by uCoz