Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1470 of 1766 
Next page End  

Обучающиеся в форме разыгрывания ролей могут отрабатывать как открытые, так и скрытые
поведенческие реакции, в ожидании, что индивидуализированная тренировка улучшит
соответствующие навыки в ситуациях реальной жизни.
Обратная связь. Обратная связь и соц. подкрепление яв-ся неотъемлемым компонентом
практически всех программ Т. с. н. Обратная связь может происходить в форме одобрения, похвалы или
ободрения либо она может быть по природе коррективной, включая конкретные предложения по
улучшению качества выполнения. Некоторые программы, в особенности предназначенные для детей
или хронических психиатрических пациентов, могут тж использовать ощутимое подкрепление, напр.,
деньги, еду, сласти или разного рода жетоны.
Некоторые программы Т. с. н. включают техники самоподкрепления. С целью сдвинуть локус
оценки снаружи внутрь делаются попытки обучения самонаблюдению, самооцениванию и
самоподкреплению как важному аспекту приобретения и генерализации навыков.
Домашняя работа / перенос навыка. Перенос навыков является наиболее пренебрегаемой
областью тренинга. Некоторые программы Т. с. н. признают важность этого и прямо работают с этой
проблемой. Домашние задания являются наиболее часто используемой техникой для переноса навыков
во внетерапевтическую среду. Другим важным подходом к облегчению успешной генерализации яв-ся
использование «усилителей переноса» (transfer enhancer), повышающих вероятность переноса
полученных навыков. Голдштейн и его коллеги предлагают пять усилителей переноса: а) представление
общих принципов или предоставление обучающимся адекватных концепций, правил или стратегий для
правильного использования навыка; б) тождественность элементов, или максимально возможная
физическая и интерперсональная подгонка ситуации обучения к обстоятельствам реальной жизни; в)
избыточное обучение, или обеспечение возможности повторного выполнения успешного поведения на
сеансе тренировки; г) стимульное разнообразие, или предоставление обучающимся возможностей
практики только что приобретенных соц. навыков в разных физ. и межличностных обстоятельствах; д)
подкрепление реальной жизни, или максимизация вероятности того, что обучающиеся получат
адекватное (внешнее) соц. подкрепление и/или (внутреннее) самоподкрепление по мере успешного
использования своих навыков в обстановке реальной жизни.
Большинство способов оценки эффективности тренинга используют некую комбинацию
показателей вопросников/самооценочных
шкал поведения, когниций и/или аффективных реакций,
данных естественнонаучного наблюдения и оценок исполнения ролей в играх. Традиционные психол.
тесты обычно не использовались. Поскольку до сих пор не существует ни стандартизованной
номенклатуры навыков, ни общепринятой системы оценки достигаемых тренировкой результатов, пока
не представляется возможным сравнить между собой тренинговые программы по их эффективности,
хотя недавняя работа Каррена и его сотрудников предоставляет обнадеживающие возможности для
таких сравнений.
См. также Тренинг ассертивности, Поведенческая терапия, Когнитивно-поведенческая терапия
Р. Спрафкин
Труд и игра (work and play)
Технологический характер развитых совр. цивилизаций обозначил тенденцию к разделению
труда и игры. Дальнейшее нарастание этих различий связано с дифференциацией самих мотиваций к
труду и игре. Это подразумевает, что труд характеризуется формами активности, в к-рые включаются с
целью выживания, а игра связана с формами активности, в к-рые включаются ради них самих. Э.
Бордин предложил рассматривать Т. и и. с т. зр. наличия в них различных сочетаний усилия,
принуждения и спонтанности.
Усилие (effort) и принуждение (compulsion) тесно связаны между собой. Чем выше усилие и чем
дольше оно длится, тем более сильным становится давление в сторону его прекращения и отдыха. То,
что поддерживает усилие против накапливающегося давления к его прекращению, это внутренний
интерес и увлечение или имеющие внешнее происхождение угрозы наказания или уничтожения, к-рые,
в свою очередь, могут интериоризоваться и переживаться как внутреннее принуждение, напр., к
выживанию. Спонтанность (spontaneity)
связана с элементом интереса, самоотдачи (self-investment)
и
самовыражения, превращающим тяжелую работу, к-рая в противном случае могла бы восприниматься
как отчужденный обременительный труд, в творческое, радостное самовыражение. Эта
преобразованная деятельность типична для игры.
Труд и игра в детстве. Большая часть наблюдений игры относится к периоду детства. В
Hosted by uCoz