Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1478 of 1766 
Next page End  

термином задержка психич. развития (mental retardation)
обозначается «общее интеллектуальное
функционирование на уровне существенно ниже среднего с сопутствующей дефицитарностью
адаптивного поведения, проявившееся в период развития». Для постановки диагноза задержки психич.
развития требуется соответствие 3-м критериям.
- Общее интеллектуальное функционирование на уровне существенно ниже среднего. Это первое
требование касается уровня общего интеллекта индивидуума. Он определяется и измеряется по
результатам индивидуально проводимого стандартизированного теста интеллекта. За верхнюю границу
зоны У. о. с нормой обычно принимается IQ = 70: все лица с показателем IQ ниже этого критического
показателя удовлетворяют первому критерию диагноза.
- Дефицитарность адаптивного поведения. Адаптивное поведение определяется как степень
соответствия стандартам личной независимости и соц. ответственности, ожидаемым от лица данного
возраста в данной культурной среде. Этот критерий трудно измерить надежно вследствие того, что
такие стандарты колеблются в зависимости от возраста и культурной среды. К счастью, установлены
достаточно хорошие нормативы развития и, в целом, можно сказать, что по мере перехода индивидуума
от одного уровня развития к следующему, от него ожидается повышение независимости, умения
владеть собой и соблюдения требований и норм об-ва.
- Проявление во время периода развития. Это третье требование включено, гл. обр., для
отличения задержки психич. развития («умственной отсталости») от ряда др. расстройств, для к-рых тж
характерны низкий IQ и дефицит адапт. К ним относятся такие состояния, как повреждение мозга
вследствие инсульта или травмы и эмоциональные расстройства. Важно проводить различие между
лицами, к-рые имели умственные способности и лишились их, и теми, кто никогда не смог их развить.
Определение задержки психич. развития, предложенное AAMD, имеет неск. важных коннотаций.
Во-первых, это определение относится только к умственному развитию на данный момент и не
декларирует необратимость расстройства. Во-вторых, двухмерность дефиниции (низкий интеллект и
дефицит адапт.) важна, поскольку она исключает диагностику социально компетентного индивидуума в
качестве умственно отсталого лишь на том основании, что у него низкие показатели теста IQ. Наконец,
предложенное AAMD определение учитывает контекст развития и подчеркивает необходимость оценки
успешности выполнения заданий, адекватных для возрастной категории испытуемого.
Степени умственной отсталости
Со времени появления теста интеллекта, классиф. У. о. основывается практически
исключительно на уровнях IQ. Г. Дж. Гроссман разработал ставшую общепринятой систему, в к-рой
выделяются легкий, умеренный, тяжелый и глубокий степени У. о. При легкой степени показатель IQ
попадает в интервал 55—59 баллов. У таких людей обычная внешность и нормальное поведение; нет
заметных признаков задержки психич. развития. Во взрослом возрасте многие из них способны найти
работу, для к-рой требуется частичная квалификация, и справляться с ней, но нередко нуждаются в
помощи в соц. и финансовых сферах. Они, как правило, способны позаботиться о себе сами и с
легкостью ориентируются в знакомой местности. В интеллектуальном плане они находятся на уровне
школьников 4—5 классов. Двигательная заторможенность и плохие навыки чтения не позволяют им
быть конкурентоспособными на рынке труда. Одна из типичных проблем взрослых лиц с легкой
степенью У. о. — это их неспособность организовать свой досуг.
Умеренной степени задержки психич. развития соответствует показатель IQ в пределах 40—54
баллов и умственный возраст приблизительно 6—8 лет. Эти люди часто выглядят не совсем обычным
образом. В их воспитании осн. акцент ставится на выработке навыков самообслуживания и др. практ.
навыков. Большинство из них вполне успешно обучается тому, как одеваться, пользоваться туалетом,
есть и следить за собственной внешностью. Хотя лица с умеренной степенью отсталости могут
распознавать значение нек-рых написанных слов или даже читать нек-рые простые предложения, в
целом они функционально неграмотны. У них мало друзей за пределами родительской семьи и им
удается получить лишь монотонную, неквалифицированную работу, как правило в лечебных трудовых
мастерских, где доход не зависит от уровня выработки.
Показатель IQ при тяжелой степени У. о. составляет 25—39 баллов, чему соответствует возраст
от 3 лет и 9 мес. до 6 лет. Хотя у таких лиц обычны неврологические дефекты, они чаще находятся вне
стационара. При специальном уходе их удается научить говорить и удовлетворять простые личные
потребности. Школьное обучение, однако, оказывается неэффективным. Осн. акцент в работе с ними
ставится на выработке навыков самообслуживания, что позволяет добиться, в ограниченной степени,
независимого поведения. Эти лица нуждаются в постоянном наблюдении и заботе. Они способны
проявлять открытую дружелюбность в манере маленьких детей и привязываются к людям, с к-рыми
Hosted by uCoz