Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1479 of 1766 
Next page End  

вступают в контакт.
У лиц с глубокой степенью У. о. показатель IQ ниже 25 баллов, умственный возраст составляет 3
года и 8 мес. или ниже. Вероятность сопутствующей неврологической патологии высока и многие
содержатся в стационарных условиях. Часто отмечается
множественная инвалидность, но нек-рые
могут научиться ходить и произносить неск. слов. До недавнего времени, большинство из этих лиц
были неспособны самостоятельно есть и пользоваться туалетом, но широкое использование приемов
модификации поведения повысило число тех, кто освоил эти навыки. Данная группа нуждается в
тотальном наблюдении, обычно в условиях специализированного учреждения.
Распространенность и этиологические факторы
Л. Олмен и К. Яффе считают, что примерно 7 млн. лиц в США могут быть диагностированы как
умственно отсталые. В настоящее время менее 10% из них содержатся в специализированных
учреждениях, гл. обр. лица с тяжелой и глубокой степенью У. о.
В менее 15% случаев У. о. удается обнаружить известную органическую этиологию.
Большинство случаев с известной этиологией относится к глубокой и тяжелой степени. Среди
органических этиологических факторов — генетические аномалии (синдром Дауна), инфекционные
болезни матери и др. патология во время беременности (краснуха, употребление лекарственных
препаратов), родовые травмы, сопровождающиеся гипоксией плода (асфиксии), послеродовые
инфекции (энцефалит, менингит), травмы черепа или токсины (отравление).
См. также Наследственные болезни, Индивидуальные различия, Нормальное развитие
М. Мелони
Умственная пассивность—умственная активность (mindlessnessmindfulness)
У. п. можно определить как состояние сниженной познавательной активности, в к-ром
индивидуум обрабатывает сигналы из окружающей среды достаточно автоматически, не принимая во
внимание новые (или просто иные) аспекты этих сигналов. У. а., в противоположность этому, яв-ся
состоянием, в к-ром средовые сигналы сознательно обрабатываются, а индивидуум вовлечен в активное
конструирование своей среды. Здесь возникает заметный контраст с состоянием У. п., в к-ром
индивидуум имеет дело с уже сконструированной средой.
Обработка информ. в состоянии У. п. может возникнуть либо после многократных повторений
конкретного опыта, либо после однократного воздействия (в определенных ситуациях). В первом
случае при накоплении личного опыта в определенных ситуациях формируется когнитивная структура
данной ситуации, к-рая отображает лежащую в ее основе «семантику». Тогда появление сходных
сигналов в последующих случаях запустит последовательность умственно пассивного поведения. Как
только деятельность становится умственно пассивной, семантика, лежащая в ее основе, больше
недоступна для сознательной когнитивной обработки или даже для проверки. Во втором случае, при
однократном воздействии, сниженная когнитивная активность возникает не в рез-те опоры на
когнитивные структуры, сложившиеся в течение времени, а яв-ся следствием опоры на когнитивную
структуру, усвоенную из др. источника.
У. п. — весьма распростр. состояние. Фактически у типичного чел. возникновения У. а. можно
ожидать, когда: а) ситуация требует знач. большего усилия, чем требовалось ранее; б) внешние факторы
в данной ситуации прерывают начинающийся или ранее начавшийся цикл умственно пассивного
поведения; в) внешние факторы мешают завершению поведения; г) испытываются негативные или
позитивные последствия, к-рые существенно отличны от последствий исполнения того же самого
поведения до этого.
Хотя и проводились исслед., посвященные изучению пониженных уровней познавательной
активности (напр., автоматизмов, преаттентивной обработки информ. и избыточного обучения), по ряду
причин необходимы новая теория и новые термины. Во-первых,
У. п. наводит на мысль о более
крупной (молярной) единице анализа, чем та, к-рая использовалась в прошлом. Во-вторых, У. п. может
возникать как при повторяющемся опыте, так и без него. В-третьих, У. п. отличается от У. а. не только
количественно, но и качественно (напр., то, что было обработано в состоянии У. п., может стать теперь
недоступным для активной сознательной когнитивной работы). В-четвертых, исследователи,
изучающие, к примеру, автоматизмы, сосредоточили внимание на адаптивной функции автоматической
обработки, разгружающей сознательное внимание. Хотя в определенном смысле это и верно, все
проведенные до сих пор исслед. проблемы У. п.— У. а позволяют предположить, что эта функция м. б.
и неадаптивной.
Hosted by uCoz