Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1495 of 1766 
Next page End  

методах. Время и место учебной работы, физ. условия учебной среды и использование
специализированной учебной техники — вот только некоторые из многих наблюдаемых факторов
изменения учения. Несмотря на отсутствие видимой согласованности, для оказания помощи уч-ся в
улучшении учебных навыков опубликовано большое количество практ. руководств, пособий и тестов.
Мн. школы и колледжи специально обучают школьников и студентов навыкам учебной работы.
Робинсон, автор метода чтения учебников, предложил подход SQ3R, опираясь на свои
длительные исслед. проблем, с к-рыми сталкиваются при чтении слабые, средние и сильные уч-ся. Этот
У. м. (в том или ином варианте) впоследствии вошел в большинство опубликованных практ.
руководств. Метод SQ3R предполагает реализацию пяти последовательных шагов:
1. Просмотри (Survey) содержание данной главы.
2. Преобразуй заголовки ее разделов в вопросы (Questions), на к-рые следует ответить в процессе
дальнейшего чтения.
3. Прочти (Read) активно, подчеркивая ключевые фразы и выделяя основное содержание.
4. Перескажи (Recite) самому себе осн. содержание своими собственными словами для проверки
усвоения материала.
5. Периодически повторяй прочитанный материал (Review), чтобы гарантировать его сохранение
и освежить свою память.
Пок разработал пятишаговую Корнельскую систему конспектирования лекционного материала,
опирающуюся на данные обширных испытаний и экспериментов в области теории научения. Она
состоит из следующих шагов:
1. В течение лекции запиши как можно больше существенных фактов и идей в основном разделе
(main column) конспекта.
2. После лекции, сведи эти идеи и факты в ключевые слова и фразы, перечислив их в разделе
воспроизведения (recall column).
3. Закрой основной раздел и перескажи эти основные факты и идеи самому себе, используя
ключевые фразы, содержащиеся в колонке воспроизведения.
4. Осмысли этот материал и запиши свои собственные идеи и мнения в отдельно организованном
резюме.
5. Периодически бегло просматривай свои записи, чтобы гарантировать запоминание данного
материала.
Браун и Хольцман использовали прямое наблюдение, интервью и опросники для разработки
Обзора учебных навыков и аттитюдов (Survey of study habits and attitudes, SSHA). Применение SSHA
помогает формулировать конкретные рекомендации по формированию эффективных учебных навыков
и аттитюдов.
Несмотря на множество опубликованных практ. руководств и перечней учебных навыков,
существуют значительные разногласия в представлении о том, что представляют собой «хорошие»
учебные навыки. Некоторые исследователи обратились к изучению мотивационных факторов. В
результате обширного обзора существующей литературы в области практ. руководств Браун пришел к
выводу о том, что аттитюдные и мотивационные характеристики обладают потенциально большим
значением в сравнении с чисто механическими процедурами учения. Наиболее важным яв-ся то, что
мотивирует уч-ся усваивать или не усваивать и использовать или не использовать методы эффективной
учебной работы.
Большинство курсов обучения учебным навыкам включают следующие разделы: эффективное
использование времени; формирование навыков концентрации внимания; орг-ция области изучения;
чтение и пометки в учебниках; беглый просмотр разделов; резюмирование; структурирование и краткое
изложение материала; улучшение запоминания; составление словарей; ведение конспектов лекций;
ведение конспектов прочитанного материала; формулировка основных целей; поиск информ. в
библиотеке; написание классных сочинений; написание рефератов; изучение математического
материала; изучение научного материала; подготовка лабораторных отчетов; подготовка и проведение
устных докладов; подготовка к сдаче экзаменов; снижение тестовой тревожности; работа с
объективными тестами; написание экзаменационных эссе; и работа с проблемными тестами.
Быстрое расширение образовательных возможностей для экономически непривилегированных
слоев населения, получившее импульс в начале 1960-х гг., привело к притоку в вузы большого числа
нетрадиционных студентов, к-рые оказались сравнительно слабо подготовленными к академическим
требованиям высшего образования. В отсутствие эффективной помощи в приобретении необходимых
учебных навыков, эти студенты столкнулись с тем, что открывшаяся дверь в мир образовательных
Hosted by uCoz