Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1497 of 1766 
Next page End  

индивидуализированного обучения в соответствии со способностями и уровнем достижений уч-ся
будут всегда рассматриваться как наиболее психологически и педагогически оправданные. Методы, к-
рыми достигаются эти цели, и соц., когнитивные и психол. результаты применения таких методов,
предоставляют исследователям и преподавателям обширное поле деятельности.
Однако, индивидуализированное обучение медленно замещает собой практику разбиения на
группы по способностям. Темпы, с к-рыми будет происходить такое замещение в последующие годы,
будут зависеть от способности исследователей и разработчиков учебных программ идентифицировать
эффективные, рациональные и экономичные процессы и продукты для индивидуализированного
обучения. Внедрение таких программ оказалось непростой задачей, а конечные результаты — далекими
от желаемых. Как представляется сегодня, индивидуализированное обучение недооценивает
потребность во взаимодействии и потенциал взаимодействия между уч-ся. Исключение соц. аспектов
учения может оказываться столь же неудовлетворительным, как и разбиение уч-ся на группы по
способностям.
См. также Успеваемость и учебные потоки
М. М. Клиффорд
Ученый идиот (idiot savant)
Бернард Римленд, предложивший термин «ученый аутист» (autistic savant), определяет У. и. или
ученого аутиста как «индивидуума, к-рый может демонстрировать отдельные выдающиеся
интеллектуальные достижения на уровне, далеко превосходящем возможности среднего нормального
человека, обладая при этом очень низким общим уровнем интеллекта».
Те, кто полагает, что снижение уровня интеллекта обусловлено умственной отсталостью, обычно
обозначают таких индивидуумов как У. и. Те же, кто, как Римленд, считает, что субнормальное
интеллектуальное функционирование яв-ся результатом аутизма, используют термин «ученый аутист».
См. также Аутизм, Интеллект человека
Д. Л. Холмс
_Ф_
Факторные планы (factorial designs)
Факторным наз. такой план, согласно к-рому одновременно изучается влияние на зависимую
переменную двух или более факторов. Т. к. несколько факторов рассматриваются в рамках одного
плана, то в добавление к возможности оценить их воздействие на зависимую переменную по
отдельности (главные эффекты) появляется возможность измерить эффекты их совместного влияния на
эту переменную (взаимодействия).
Однофакторные планы. Чтобы было легче понять данное выше определение, обсудим сначала
план, к-рый не яв-ся собственно факторным, а именно однофакторный план. Предположим,
исследователь хочет оценить влияние утомления на успешность выполнения определенного теста,
используя при этом три группы испытуемых: с низким, средним и высоким уровнем утомления. Т. к.
уровень утомления яв-ся управляемой или, по крайней мере, контролируемой исследователем
переменной, то его называют независимой переменной или фактором данного плана. Применительно к
нашему примеру можно сказать, что фактор утомления имеет три уровня, по одному на каждую группу,
представленную в плане. В более общем случае единственный фактор в таком плане обозначают буквой
А, а его уровни — той же буквой с соответствующими цифровыми индексами: A1, А2, и А3 (рис. 1).
Рис. 1. Однофакторный план с тремя уровнями
Успешность выполнения теста измеряется у каждого испытуемого и наз. зависимой переменной.
Обычно цель такого исслед. — установить, будет ли зависимая переменная вести себя как функция
Hosted by uCoz