Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1500 of 1766 
Next page End  

теста на 30 пунктов шкалы превышает среднюю оценку для сложного теста. Такой главный эффект
легко интерпретировать, поскольку возросшая трудность теста препятствует его успешному
выполнению как при низкой, так и при высокой тревожности. Др. общий эффект — главный эффект
тревожности, но его следует интерпретировать с большой осторожностью. Хотя низкая тревожность,
при усреднении рез-тов по обоим уровням сложности теста, и приводит к более высоким тестовым
оценкам, она в то же время имеет следствием снижение успешности при выполнении легкого теста.
Мы получаем ряд преимуществ, когда рассматриваем одновременно действие нескольких
факторов в рамках одного плана вместо того, чтобы изучать действие этих факторов по отдельности в
серии однофакторных исслед. Главное преимущество заключается в возможности изучения
взаимодействий между факторами, что неосуществимо при использовании однофакторных планов.
Кроме того, факторные планы позволяют дать более адекватную интерпретацию главным эффектам.
Так, при усреднении рез-тов по обоим уровням сложности теста низкая тревожность действительно дает
более высокие тестовые оценки, чем высокая тревожность, однако этого не наблюдается в условиях
выполнения простого теста.
Хотя число факторов в наших примерах ограничено двумя, в принципе допустимо строить планы
с любым их количеством. Для каждого фактора в плане можно определить наличие или отсутствие
главного эффекта. Для каждой пары факторов (А и Б) можно, кроме того, установить, имеет ли место
взаимодействие А х Б. Взаимодействие между двумя переменными называют взаимодействием первого
порядка. Взаимодействия более высокого порядка затрагивают более двух факторов. Напр., если план
включает три фактора — А, Б и В, то взаимодействие А х Б х В будет иметь место в том случае, если
взаимодействие А х Б неодинаково на разных уровнях фактора В (либо, что то же самое, если
взаимодействие А х В неодинаково на разных уровнях фактора Б или если взаимодействие Б х В
неодинаково на разных уровнях фактора А). Как правило, крайне сложно интерпретировать
взаимодействия, включающие более двух или трех факторов.
Интра- и интериндивидные факторы. При работе с факторными планами необходимо
различать факторы, к-рые предполагают проведение повторных измерений на одних и тех же
испытуемых, и факторы, при изучении к-рых повторные измерения не используются. Если оценку
получают для каждого испытуемого на каждом уровне фактора А, то такой фактор называют
интраиндивидным. Если же каждый испытуемый получает оценку только на каком-то одном уровне
фактора А, то тогда этот фактор называют интериндивидным. Очевидно, что нек-рые факторы (напр.,
пол) яв-ся интраиндивидными по природе. Однако при планировании мн. исслед. ученый имеет
возможность выбирать, будет ли он рассматривать тот или иной конкретный фактор как
интраиндивидный или интериндивидный, и часто использование интраиндивидных факторов приводит
к повышеннию эффективности работы.
В общем, интерпретация главного эффекта и взаимодействий остается одинаковой как для
интраиндивидных, так и для интериндивидных факторов. Тем не менее необходимые для
статистического анализа допущения, равно как и детали самого статистического анализа, действительно
различаются в зависимости от того, все ли факторы, включенные в план, яв-ся интериндивидными или
интраиндивидными или же представляют собой смесь тех и др. В всех случаях статистический анализ
можно рассматривать как вспомогательное средство, облегчающее принятие решения о том, яв-ся ли
данный эффект (главный эффект или взаимодействие) «реально существующим» или он появился
только благодаря случайной изменчивости и нет никакой уверенности в том, что его удастся
воспроизвести при повторении опыта.
См. также Экспериментальные планы, Методология (научных) исследований, Статистика в
психологии
А. Д. Велл
Факторный анализ (factor analysis)
Ф. а. — общее название для совокупности статистических методов, предназначенных для
установления главных измерений или факторов, лежащих в основе связей между большим
количеством переменных.
История Ф. а. начинается с работ Фрэнсиса Гальтона, занимавшегося изучением связей между
интеллектом и антропометрическими данными, и Карла Пирсона, разраб. мат. обоснование «метода
главных осей». Гальтон предложил понятие «латентных факторов» для объяснения взаимосвязи
изучаемых им разнородных переменных, а Пирсон первым снабдил исследователей мат. средствами
Hosted by uCoz