Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1502 of 1766 
Next page End  

Фантазия (fantasy)
Слово «фантазия» обозначает: а) способность к фантазированию, а также б) продукт этой
деятельности.
Ф. занимает промежуточное место между мышлением и сенсорно-перцептивными процессами.
Когда разум продуцирует Ф., фантазирующий чел. испытывает наплыв чувственных образов. Хотя само
продуцирование фантазий, их направление и содержание м. б. подчинены сознательным интенциям,
обычно фантазии возникают помимо контроля сознания, под влиянием воспоминаний, прошлых и
настоящих эмоциональных состояний, а тж надежд и ожиданий фантазирующего.
В своих Ф. люди создают то, чего не существует, что когда-нибудь может произойти, а может и
не произойти, а тж то, чего никогда не было. Ф. могут тж просто искажать реальность. Продуцирование
нереального обычно происходит в угоду эго. Может ли Ф. как творческая функция создать что-то
подлинно новое, не яв-ся лишь новой комбинацией или композицией элементов уже имеющегося
знания и опыта, — этот филос. вопрос актуален со времен Аристотеля и его трактата «О душе» (De
anima).
В своей первичной форме Ф. возникают у субъекта спонтанно из его бессознательного.
Вторичные Ф. инициируются на сознательном уровне и пробуждаются намеренно, с определенной
целью. По мере развертывания спонтанных Ф. переживающий их чел. нередко утрачивает чувство
нереальности происходящего. В норме при ретроспективном анализе субъект без всяких затруднений
относит Ф. к сфере нереального. Ф. могут полностью захватить фантазирующего чел., лишая его
способности адекватно реагировать на требования окружающей среды. Если Ф. наделяется статусом
реальности, она перестает быть Ф. и, по определению, попадает в область патологии, как в случаях
бреда, галлюцинаций, pseudologia fantastica и паранойи.
В ходе возрастного развития Ф. предшествуют началу логического мышления. Ф. играет
значительную роль в жизни ребенка, в частности как важный элемент игры. Эгоцентрическое
мышление ребенка вполне совместимо с нечеткостью границы между реальностью и Ф.; воображаемые
товарищи могут восприниматься как реальные и в то же время нереальные. Сами дети часто принимают
свои фантастические выдумки за правду. Магическое мышление яв-ся реалистическим компонентом
фантастического мира, в к-ром проявляются волшебные фантазии. До тех пор пока у детей не
сформировалось ясное чувство реальности, мы не в состоянии отличить их фантазии от бредового
мышления.
Основное назначение Ф. — представить альтернативу реальности. Как таковая Ф. служит двум
основным целям: она стимулирует творчество, позволяя создать то, чего еще нет (пока), и она действует
как балансировочный механизм души, предлагая индивидууму средство самопомощи для достижения
эмоционального равновесия (самоисцеления).
Нереальный мир служит людям убежищем от действительности. Исполнение желаний,
компенсация, проектирование и спасение — все эти механизмы работают как своего рода отдушины
или источники жизненных сил. Для робкого чел. проектирование своего будущего поведения и его
репетиция повышают готовность рисковать и добиваться успеха.
Деструктивное использование Ф. усугубляет существующие эмоциональные проблемы.
Стремление обрести постоянное убежище в мире Ф. путем придания ему статуса реальности приводит к
самообману и созданию бредовых систем. Др. вариант отрицательного исхода может возникать в тех
случаях, когда Ф., используемая в целях освобождения от вызванного подавляемыми эмоциями
напряжения, приобретает функцию репетиции, особенно если ее содержанием становится насилие,
самоубийство или убийство.
Сравнительно мало известно о Ф. в жизни здорового, хорошо адаптированного чел., ибо Ф.
обычно связаны с неудовлетворенными потребностями, страхами и желаниями. Известно, что Ф. о
смерти чаще возникают у детей, подростков и пожилых людей. Их темой обычно яв-ся собственная
естественная смерть, суицид или тяга к убийству.
Ф. тж используется в клинических целях; рез-ты проективных психол. тестов и методик
основываются на проекциях фантазий (как это имеет место в ТАТ). Кроме того, в различных
психотерапевтических подходах Ф. отводится роль разведочного или терапевтического средства.
См. также Страхи детей, Страх, Иллюзии
Э. Вик
Фармакологические формы аддикции (drug addiction)
Hosted by uCoz