Navigation bar
  Print document Start Previous page
 151 of 1766 
Next page End  

зрительной, слуховой и др. модальностях. Тем не менее его измерения ВР были осн. на слишком малом
числе проб для того, чтобы обладать достаточной надежностью, и не позволили обнаружить значимые
корреляции с к.-л. внешними критериями умственных способностей, такими как образовательный и
профессиональный уровни (тесты IQ
не существовали в то время). Др. попытки подтвердить гипотезу
Гальтона, предпринятые в начале столетия, принесли разочарование, и потому интерес к
использованию измерений ВР в работах по дифференциальной психологии был утрачен, но, как
показало развитие событий, преждевременно.
Исслед. ВР в то время были методологически наивными, и доводы для заключения о том, что нет
никакой связи между ВР и интеллектом, были в равной степени наивными. Эти ранние исслед.
содержали такое количество изъянов, к к-рым прежде всего относятся крайне высокая ошибка
измерения, ограниченный диапазон способности в обследованных выборках, неадекватные и
ненадежные меры критерия интеллекта, а тж отсутствие достаточно мощных методов статистического
анализа и вывода, что практически невозможно было получить к.-л. научно значимые рез-ты.
Преждевременный отказ от ВР как инструмента исслед. умственных способностей чел, был ист.
прецедентом того, что статистики называют ошибкой II рода — принятие нулевой гипотезы, когда она
ошибочна.
Спустя полвека, благодаря созданию теории информ., развитию эксперим. когн. психол. и
формулированию на их основе концепции индивидуальных различий в интеллекте как отражения
скорости или эффективности элементарных информ. процессов, гипотеза Гальтона была возвращена к
жизни и заново подвергнута проверке. Ее время пришло примерно в 1970 г. Микрокомпьютеры с
точными механизмами отсчета времени, изощренная теория измерений и усовершенствованные
статистические методы многомерного анализа предложили преимущества, к-рых был лишен Гальтон и
его непосредственные последователи. С 1970-х гг. отмечается нарастающий темп публикаций,
посвященных исслед. связи между ВР и умственными способностями, особенно фактором g.
Большая
часть этих публикаций появилась в двух психол. журналах: «Интеллект» (Intelligence)
и «Личность и
индивидуальные различия» (Personality and Individual Differences). Нек-рые теории и эмпирические
исслед. обобщены в книгах под редакцией Айзенка и Вернона.
В отличие от Гальтона и его ранних последователей, совр. исследователи используют широкое
разнообразие задач, наз. элементарными когнитивными задачами (ЭКЗ), в к-рых ВР (и часто SD
ВР
, ВД, и
SD
ВД
) являются зависимыми переменными. Эти ЭКЗ различаются по числу или сложности своих
когнитивных требований и предназначены для отражения временных компонентов, необходимых для
реализации гипотетических информ. процессов, таких как восприятие стимула, различение, выбор,
визуальное сканирование множества элементов в поисках заданного «целевого» элемента, сканирование
информ., удерживаемой в кратковременной памяти (напр., парадигма С. Стернберга), поиск и
извлечение
информ. из долговременной памяти (напр., парадигма Познера), категоризация слов и
предметов и семантическая верификация коротких декларативных утверждений. Хотя здесь нет
возможности описать исслед. каждой из этих ЭКЗ в деталях, полученные в каждом из них данные о ВР
показали значимые корреляции с психометрическим интеллектом, или IQ. Нек-рые из осн. рез-тов в
этой области воспроизводятся с достаточным постоянством, чтобы можно было сделать ряд
эмпирических обобщений:
1. ВР, ВД, SD
ВР
и SD
ВД
уменьшаются с младенчества до зрелости и повышаются в период
поздней зрелости и пожилого возраста. Возрастные различия сильнее связаны с центральными, или
когнитивными, компонентами этих переменных, чем с периферическими, или сенсомоторными,
компонентами.
2. Отрицательные корреляции между ВР и IQ по каждой отдельной ЭКЗ колеблются между -0,1 и
-0,5, составляя в среднем -0,35. Эта корреляция не является функцией скорости прохождения теста IQ, и
удивительно в этих корреляциях как раз то, что ВР измерялось при выполнении ЭКЗ, к-рые фактически
не имеют интеллектуального содержания и не требуют специфических знаний и навыков, необходимых
для выполнения тестов IQ. Кроме сенсомоторных компонентов, ВР и SD
ВР
, вероятно, являются
свободными от содержания мерами скорости и эффективности информ. процессов.
3. ВР сильнее коррелирует (отрицательно) с g-фактором, чем с др. факторами (независимыми от
g),
к-рые составляют часть дисперсии психометрических тестов, такими как вербальный,
пространственный, числовой, мнемический и скоростной конторский факторы плюс специфические
факторы.
4. Вариабельность корреляций между ВР и психометрическими способностями связана с
нагрузками по фактору g
конкретных психометрических тестов, различиями границ диапазона IQ
в
Hosted by uCoz