Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1521 of 1766 
Next page End  

мира, а ряд периодических скачков, сопровождающихся заменой старых взглядов новыми, причем эта
замена яв-ся не следствием более убедительных доказательств или лучшей аргументации, а результатом
завоевания большего числа сторонников, вытесняющих старую гвардию.
См. также Общие системы, Логический позитивизм, Позитивизм, Научный метод
Т. Лихи
Философская психотерапия (philosophical psychotherapy)
Ф. п. вызывает изменения в поведении и обеспечивает приобретение контроля над эмоциями
путем модификации процессов мышления, связанных с индивидуальной философией жизни. Система
представлений индивидуума оказывает столь же сильное влияние на личность, как и средовые стимулы.
Филос. представления можно назвать интрапсихическими стимулами. Представления и аттитюды часто
играют решающую роль в руководстве действиями и обусловливают манеру реагирования людей на
данную ситуацию или комплекс стимулов.
См. также Экзистенциализм, Психотерапия
У. Саакян
Философские проблемы психологии (philosophical problems in psychology)
Проблема природы чел. и проблема философии науки — две филос. проблемы психологии,
вокруг к-рых группируются все остальные проблемы. Попытки отдельных ученых создать теорию
человечества нельзя признать удачными, несмотря на впечатляющую эрудицию, к-рой отмечены усилия
этих одиночек.
Эта проблема столь сложна и многогранна, что ее решение потребует огромной команды
ученых-теоретиков, представляющих все науки, начиная от физики, биологии, соц. наук и кончая
гуманитарными науками. Если смотреть на чел. как на машину, чем нередко грешат естественные
науки, то следствием становится его детерминистское описание. Однако если считать чел.
экзистенциальным существом, типичным будет его описание с позиции свободы воли. Это
противопоставление также стоит за филос. предпочтениями, разделяющими гуманистическую
психологию и научную психологию.
Решение проблемы часть—целое и проблемы ценностей также зависит от решения проблемы
природы чел. Отношения между частями и целым, когда речь идет о сложных явлениях, яв-ся
ключевым моментом в спорах о проблеме часть—целое. Если целое может быть полностью описано и
объяснено на основании его частей, значит, оно всего лишь конгломерат, который может быть разделен
на составные части (такова, напр., груда кирпичей). Однако если целое не делится на составляющие его
части, оно имеет эмерджентные свойства, т. е. свойства, к-рые нельзя объяснить свойствами его частей
(напр., вода при нормальных условиях — жидкость, а кислород и водород при нормальных условиях —
газы). Элементаризм (elementism)
утверждает, что целое — всего лишь сумма частей, а холизм исходит
из того, что целое больше суммы частей. Что же касается природы ценностей, то основная проблема
состоит в том, яв-ся ли они относительными или абсолютными. Напр., как следует рассматривать
моральную ценность, выраженную словами «убийство — преступление»? Яв-ся ли оно заповедью на
все случаи жизни (абсолютистская позиция) или зависит от обстоятельств (релятивистская позиция)?
Остальные филос. проблемы психологии относятся к разряду филос. проблем науки. Сюда
входят такие проблемы, как логика открытия, природа индукции, природа знания, критерии оценки
научного прогресса, концепция парадигмы и оценка теорий. Проблема индукции связана с тем, что
философы не смогли точно описать концептуально-логическую основу способности ученого делать
достоверные выводы из эмпирических наблюдений. Напр., нет никакой гарантии, что п + 1
наблюдаемая выборка даст тот же уровень доверительной вероятности, что и предыдущие п выборок.
Основной эпистемологической задачей яв-ся выявление критериев, соответствие к-рым оправдывает
притязание на знание. Эволюционная теория исходит из того, что наука — это непрерывная
деятельность, прогресс к-рой — рез-т проб и ошибок и значительного числа постепенных,
кумулятивных по своей природе шагов. Революционная теория считает науку прерывистой формой
активности, которая прогрессирует в рез-те относительно малого числа больших скачков, связанных со
сдвигом парадигмы или изменением мировоззрения, обеспечивающими более широкое и глубокое
представление о реальности. Сторонники обеих теорий для подтверждения своей правоты приводят
примеры из истории науки. Скорее всего, создание полной картины научного прогресса возможно
Hosted by uCoz