Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1525 of 1766 
Next page End  

производимыми в процессе формации, яв-ся основополагающая, ядерная, текущие и видимые формы
жизни. Потенциальная форма челов. личности — рез-т биогенетической преформации. Она
конкретизирует себя в рождающемся ядре личности через ее предварительные, текущие, латентные и
манифестируемые, или видимые, формы.
Ядро личности сравнительно устойчиво. Оно формируется большей частью в период от
рождения до ранней взрослости, и на протяжении последующей жизни обычно не претерпевает
существенных изменений. Это ядро может модулироваться текущими, видимыми и актуальными
формами, которые принимает личность. Ядро, помимо прочих функций, выполняет функцию
интегративного центра глобальных формационных эффектов. Как таковое, оно придает уникальное
звучание (vibrancy)
и неповторимую окраску личности, когда та пытается достичь конкретного
выражения той основополагающей жизненной формы, к-рой она наделяется благодаря биогенетической
преформации. Ядерная форма, в свою очередь, далее конкретизирует свои формирующие тенденции в
более специфических движениях текущих и видимых форм появляющейся личности. Ядерная форма
личности идеально функционирует в качестве сохранителя консонанса между текущими и видимыми
аспектами личности и основополагающей потенциальной жизненной формой, к-рая яв-ся
биогенетической основой личности.
Транссознательное измерение (transconscious dimension)
охватывает стремления, типичные для
отдельной личности. Подобно непризнанным тенденциям инфрасознательного измерения
(infraconscious dimension), они могут временами проникать сквозь барьеры, к-рые отделяют
предсознательное измерение (preconscious dimension) от окружающих его инфра- и транссознательных
измерений. Когда они проникают сквозь этот барьер, они вступают во взаимодействие со всеми др.
формирующими силами, непрерывно взаимодействующими друг с другом в энергетическом поле
предсознания.
Что касается этих измерений сознания, данная теория говорит о представлении формации в
сознании (formation conscientization):
акте введения в фокус сознания (focal awareness), в
соответствующий момент, тех установок, к-рые фактически формируют личность, находится ли она на
пред-, интер-, инфра- или транссознательном уровне.
См. также Теории личности, Религия и психология
А. ван Каам
Формирование впечатления (impression formation)
Истоки научного изучения проблемы Ф. в. восходят к известной статье Соломона Аша
«Формирование впечатлений о личности» (Forming impressions of personality), В этой статье были
обозначены две осн. проблемы. Во-первых, при Ф. в. наблюдатель должен каким-то образом
справляться с тем, что зачастую яв-ся просто разнородным набором фактов о др. чел. Вторая проблема
заключается в точном знании того, какое именно впечатление возникает у наблюдателя. Как
исследователю приступить к измерению столь запутанного — и к тому же аморфного — явления, как
впечатление?
Наиболее серьезной проблемой, поднятой Ашем, была важность понимания того, как люди
справляются с тем разнообразием информ., к-рое они получают в отношении др. чел. Ее иногда
называют проблемой интеграции информации. Существуют два различных теорет. подхода к ее
решению. Согласно гештальт-подходу (gestalt approach), люди используют конфигурационную
стратегию. Они оценивают сразу весь информ. массив и достигают тематической интерпретации, на
основе к-рой все отдельные и разрозненные элементы интегрируются в логически непротиворечивое
целое. Этот процесс зачастую предполагает повторную интерпретацию нек-рых элементов информ. и
игнорирование др.
В соответствии с подходом когнитивной алгебры (cognitive algebra approach), каждый элемент
информ. вносит независимый вклад в формирование общего впечатления. В отличие от гештальт-
подхода, здесь предполагается, что отдельные элементы информ. не увязываются активно в единую
осмысленную конфигурацию. Скорее оценочные импликации каждого элемента извлекаются сразу же,
по мере их поступления, и сочетаются с к.-л. из предсуществующих оценочных реакций, дабы
обеспечить текущее оценочное впечатление о др. чел. Этот подход называют когнитивной алгеброй,
потому что элементы информ. могут комбинироваться при помощи таких алгебраических правил, как
«усреднение», «сложение» или «умножение». Несмотря на то, что эти два теорет. подхода чрезвычайно
различаются в своих концептуальных предпосылках, они оказались в равной степени полезными в
Hosted by uCoz