Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1527 of 1766 
Next page End  

наличие или отсутствие взятых на себя твердых обязательств и наличие или отсутствие личного
кризиса.
Для определения статуса идентичности используются специальные интервью, в процессе к-рых
фиксируются сообщаемые респондентом сведения о прежних (или текущих) кризисах,
профессиональном самоопределении и идеологической ориентации. Из четырех возможных вариантов
статуса идентичности по Марсия два свидетельствуют о наличии устойчивой личной идентичности:
«самоопределившиеся» (Achievers)
и «предопределенные» (Foreclosures). Эти статусы различаются
процессом, благодаря к-рому сложились идентичности их обладателей. «Самоопределившиеся»
сформировали свои обязательства перед собой и др. после периода активного принятия решений. В
отличие от них «предопределенные» более пассивно (без переживания кризиса) приняли цели и
ценности, предписанные им другими, особенно теми, кто их воспитывал. Оставшиеся два варианта
статуса идентичности охватывают тех, кто пока не связал себя обязательствами. «Неопределенным»
(Diffusions)
недостает твердого чувства идентичности, и в данное время они не переживают кризиса,
связанного с принятием решений. «Взявшие отсрочку» (Moratoriums)
активно занимаются вопросами
профессионального и идеологического определения; они пытаются найти свои собственные ответы на
эти вопросы, чтобы затем самостоятельно сделать выбор.
Исслед., выполненные в рамках парадигмы статуса идентичности, выявили некоторые половые
различия. Когда речь идет о статусах идентичности юношей, рез-ты «самоопределившихся»
оказываются лучшими по большинству сравниваемых переменных. Эдмунд Бурн делает вывод, что
«самоопределившиеся» имеют относительно высокие показатели по таким характеристикам, как
моральное рассуждение, способность самостоятельно распоряжаться своей жизнью,
приспособляемость, близость и способность к когнитивному самоанализу. «Взявшие отсрочку», по-
видимому, ближе всего к «самоопределившимся». Однако относительно высокая изменчивость их
функционирования и высокий уровень тревоги (по данным самоотчетов) согласуются с
предположением о том, они включены в активный процесс самоопределения. «Предопределенные»
юноши во многих отношениях проигрывают при сравнении с обладателями др. статусов идентичности,
являясь относительно ригидными, неуступчивыми, контролируемыми извне и демонстрирующими
конвенциальный уровень в своих моральных рассуждениях. Хотя «неопределенные» юноши в
большинстве исслед. устойчиво демонстрировали худшие рез-ты по сравнению с
«самоопределившимися», они все же не соответствуют картине глубокой спутанности идентичности,
нарисованной в теории Эриксона. В большинстве сравнений «неопределенные» юноши не отличаются
статистически значимо от «предопределенных».
Марсия отмечает, что «самоопределившиеся» и «предопределенные» девушки наиболее
устойчивы к групповому давлению, обнаруживают самый высокий уровень поленезависимости и самый
низкий уровень тревожности. Однако по показателям авторитаризма «предопределенные» девушки
оказываются столь же ригидными и неуступчивыми, как и «предопределенные» юноши. Галлатин
высказывает сомнение по поводу того, что модель кризиса идентичности яв-ся адекватной т. зр. на
оптимальное развитие женской личности. Напротив, при наличии стереотипных ожиданий отзывчивого,
заботливого и опекающего поведения приобретение девушками устойчивой идентичности может быть
делом первостепенной важности, и неважно, сформирована ли она в активном процессе
самоопределения или пассивно, под влиянием др. людей. В силу того, что об-во ожидает от юношей
превращения в независимых и умелых мужчин, близость к лично достигаемой идентичности может
быть наиболее важным аспектом развития мужской личности в юности.
См. также Отрочествоюность, Центральные черты
М. Д. Берзонски
Формирование идентичности (identity formation)
Под личной идентичностью понимается чувство тождественности или преемственности Я,
сохраняющееся несмотря на средовые изменения и индивидуальное развитие. Личные воспоминания о
прошлом, равно как и связанные с будущим надежды и устремления, свидетельствуют о существовании
такого чувства идентичности в настоящем.
«Идентичность против диффузии идентичности» — это именно тот интерактивный конфликт, к-
рый Эриксон постулирует в качестве главной дилеммы отрочества-юности. Скачок роста, развитие
гениталий и внезапное пробуждение сексуальных импульсов — все вместе создает разрыв с
предыдущим опытом индивидуума. Вопрос «кто я?» приобретает новую остроту, когда юноши и
Hosted by uCoz